Наши инициативы
6/6/2018
О повышении пенсионного возраста
Аналитический доклад: «Влияние меры по повышению пенсионного возраста на социально-экономическое развитие Российской Федерации»
Большинство экспертов согласно с тем, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно. Долгое время этот вопрос откладывался, однако после того, как в конце апреля 2018 года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил о том, что пора приступать к проработке законопроекта о повышении пенсионного возраста, дискуссия о последствияхреализации данной меры обострилась. И это естественная реакция: по данным Росстата по состоянию на 1 января 2018 года, в России проживает 46 млн. 71 тыс. человек, получающих пенсию, из них 36 млн. 336 тыс. человек получают пенсию по старости.
Нынешний стандарт выхода на пенсию в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин был установлен давно, ещё с введением пенсионного обеспечения в 1932 году. С тех пор правила выхода на пенсию серьёзных изменений не претерпевали, за исключением некоторых деталей (например, ранний выход на пенсию сотрудников силовых ведомств).
Сторонники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на трудности, с которыми столкнулись другие развитые страны, и способы их решения. Старение общества – общепризнанная проблема многих стран, особенно европейских. Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости приводит к увеличению доли пенсионеров в возрастной структуре населения. Такие перекосы ведут, в свою очередь, к увеличению нагрузки на пенсионную систему и затрудняют справедливое индексирование пенсий. Выход был найден в регулярном повышении пенсионного возраста.
Раздел I. Причины повышения пенсионного возраста
В России в настоящее время отчетливо прослеживается динамика увеличения доли пенсионеров. По данным Росстата по состоянию на 1 января2011 годана 1000 человек населения приходилось в среднем 292,7 пенсионера, по состоянию на 1 января 2015 года приходилось уже 304,2 пенсионера, на 1 января 2018 году приходилось 313,7 пенсионера. При этом в рассматриваемом периоде не было ни одного снижения показателя, только рост. Таким образом,за 8 лет доля пенсионеров в населении страны выросла на 7,17% (2,1 п.п.). Растут не только относительные, но и абсолютные показатели: в 2011 году пенсию по старости получало 32 млн. 462 тыс. человек, а в начале 2018 года таких было уже 36 млн. 336 тыс. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте при этом снижается. В 2011 году 87 млн. 847 тыс. человек находилось в трудоспособном возрасте, а к 2018 году таких осталось только 83 млн. 224 тыс. человек.
Не менее остро стоит вопрос и исполнения своих обязательств Пенсионным фондом России. Расходы ПФР в 2018году запланированы в объёме 8532 млрд. рублей, доходы же составят только 8266,5 млрд. рублей. При этом страховые взносы в ПФР составят только 4877,4 млрд. рублей. Всё остальное – трансферт из федерального бюджета (3389,1 млрд. рублей). Таким образом, дефицит бюджета ПФР составляет 265,5 млрд. рублей, что 2,4 раза больше дефицита в 2017 году, который был компенсирован за счёт средств Фонда национального благосостояния.Поэтому в настоящее время перед ПФР остро встаёт вопрос нехватки средств на выплаты пенсий (на выплату страховой пенсии требуется порядка 6,6 трлн. рублей), поскольку даже преходящие остатки с 2017 года в объёме 150,8 млрд. рублей не покрывают весь дефицит.
Министерство финансов в конце мая 2018 года согласовало оказание материальной поддержки Пенсионному фонду: средства в объёме до 407,6 могут быть предоставлены Фонду из федерального бюджетабез оплаты за использование капитала на срок до 30 дней с условием возврата до конца года. Такая мера может помочь закрыть возникающие в связи с авансированием пенсий кассовые разрывы, но никак не решает проблему дефицита бюджета ПФР в целом.
Раздел II. Основные тенденции функционирования
пенсионной системы Россиии в мире
Возраст выхода на пенсию в России в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин – один из самых низких в мире.Также в 60 лет на пенсию выходят мужчины в Украине, Узбекистане и Китае (однако следует учитывать, что всеобщая пенсионная система в Китае отсутствует, пенсии выплачиваются только отдельным категориям граждан). Близки к нам ещё Беларусь, Мальта и Чехия – в этих странах мужчины выходят на пенсию в 61 год. Женщины в 55 лет выходят на пенсию, кроме России ещё также в Узбекистане ив Китае (50 – 55 лет). В Беларуси пенсионный возраст для женщин наступает в 56 лет.
Наиболее поздний выход на пенсию у мужчин зафиксирован в Нидерландах: 68 лет. В Израиле, Исландии, Норвегии и США пенсионный возраст у мужчин наступает в 67 лет. Также Германия сейчас переходит на повышение пенсионного возраста с 65 на 67 лет. У женщин ситуация схожая: в Нидерландах пенсионный возраст наступает в 68 лет, в Исландии, Норвегии и США выходят в 67 лет (Германия сейчас также переходит с 65 на 67 лет). Наиболее распространённый вариант среди развитых стран – выход на пенсию в 65 лет для мужчин и женщин. Получается, что мужчины в России выходят на пенсии в среднем на 5 лет раньше западного «стандарта», а женщины – и вовсе на 10 лет раньше.
Глобально российские тенденции совпадают с тенденциями западных стран только в части постепенного старения населения. Динамика средней продолжительности жизни в России, например, совершенно иная. До введения пенсионного обеспечения средняя ожидаемая продолжительность жизни в европейской части РСФСР оценивалась в 42,93 года. Однако достоверная информация за период до 1961 года отсутствует, поскольку Всесоюзная перепись населения 1937 года отмечает, что из-за плохой организации работы ЗАГСов в период с 1927 по 1937 годы и плохо контролируемого движения населения по территории страны показатели смертности населения имеют большие погрешности.
При этом уже в 1961 году средняя продолжительность жизни составляла в среднем 68,75 лет (63,78 для мужчин и 72,38 для женщин). С тех пор продолжительность жизни кардинально не изменилась. По оценке Минздрава, средняя ожидаемая продолжительность жизни в России в 2017 году составила 72,7 года (67,51 года для мужчин и 77,64 года для женщин).
Сторонники повышения пенсионного возраста часто апеллируют к тому факту, что в XXIвеке увеличился возраст дожития[1], который не уступает ведущим западным странам, к тому же он слабо коррелирует со средней продолжительностью жизни из-за высокой смертности в молодости. Действительно, средний возраст дожития в России в 2017 году поднялся до 20 лет – неплохой показатель даже по мировым меркам. Однако в разрезе по полу ситуация кардинально меняется. В среднем по России возраст дожития у мужчин составляет 16,08 лет, а у женщин — 25,8 лет.
Однако в развитых странах возраст дожития всё равно намного выше. В Германии, повышающей пенсионный возраст, возраст дожития для мужчин составляет 19,4 года, а для женщин 22,8 года, в Норвегии 17,9 и 21,8 лет соответственно, в Австрии 19,9 и 25,4 лет соответственно, в Бельгии 21,1 и 25,8 лет соответственно, во Франции (европейский лидер) 23 года для мужчин и 27,2 года для женщин. Таким образом, возраст дожития у российских женщин находится на хорошем европейском уровне, а вот у мужчин значительно отстаёт.
Раздел III. Экономические последствия меры
по повышению пенсионного возраста в России
Повышение пенсионного возраста не может пройти незаметно для благосостояния населения и экономики страны. Главная проблема – это увеличение доли бедного населения.
В Германии, например, многие негативные последствия повышения пенсионного возраста (такие как снижение покупательной способности населения) компенсируются развитой системой добровольного пенсионного страхования и стабильным ускоряющимся ростом экономики. Если в 2013 году рост ВВП Германии составилтолько 0,4%, то в 2017 году рост составил уже 2,2%, а прогноз на 2018 год – рост на 2,5%.
3.1. Падение покупательной способности населения и спроса на товары и услуги
Повышение пенсионного возраста означает недополучение людьми значительных сумм, что ведёт к снижению покупательной способности, которая тянет за собой спад спроса на товары массового потребления. В результате возникает цепная реакция, осложняющая выход отечественной экономики из затяжного кризиса.
Экономика России всё ещё окончательно не вышла из кризиса: рост экономики на 1,5% в 2017 году и ожидаемый рост на 1,6% — 1,7% (по оценке международных рейтинговых агентств) в 2018 году обусловлены, в первую очередь, ростом ценна нефть. Высокий уровень зависимости от цен на нефть (в Iквартале 2018 года, согласно оценке РАНХиГС, нефтегазовые доходы составили 45,6% от всех доходов федерального бюджета против 41,8% в Iквартале 2017 года) и расширяющиеся антироссийские санкции не позволяют достоверно прогнозировать экономический рост даже в среднесрочной перспективе.
Среди внутренних факторов одним из важнейших тормозов развития российской экономики является низкая покупательная способность населения. В марте 2018 года российская промышленность зафиксировала рекордное падение спроса за последние 9 лет. По данным РАНХиГС на конец марта, практически каждая вторая компания оценивала спрос как «ниже нормального». Доля предприятий, удовлетворенных портфелем заказов, сократилась с 65% до 58%.
3.2. Ухудшение материального положения людей предпенсионного возраста
Следующая проблема повышения пенсионного возраста связана с ухудшением материального положения людей предпенсионного возраста. Повышение пенсионного возраста каждый год на полгодадо достижения планки в 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (именно такой вариант сейчас в правительстве считается приоритетным) приведёт к тому, что люди, попавшие под повышение пенсионного возраста, в первый год реализации программы недополучат 82,2 тыс. рублей[2] (исходя из оценки ПФР средней пенсии в 13,7 тыс. рублей). В каждый последующий год эта сумма будет соответственно кратно увеличиваться.
По состоянию на 1 января 2017 года, по данным Росстата,в России проживало 918,3 тыс. мужчин и 1,166 млн. женщинпредпенсионного возраста (59 лет и 54 года соответственно). Итого за год на пенсию выходит до 2 млн[3]. человек. Таким образом, в случае принятия решения о повышении пенсионного возраста на 0,5 года каждый год в течение 10 лет, для экономики это означает сокращение доходов населения примерно на 41,1 млрд. рублей[4] только в первый год реализации программы.
3.3. Увеличение безработицы среди молодежи
Повышение пенсионного возраста также будет вынуждать людей предпенсионного возрастапозже увольняться с работы, чтобы компенсировать недополученные доходы. Это только усилит проблемы с молодёжной безработицей и усложнит предприятиями привлечения молодых специалистов. Проблема безработицы среди молодёжи и без того стоит остро: по данным Росстата 18,7% безработных – люди в возрасте до 25 лет.Всего же работающие пенсионеры, по данным Росстата за 2017 год, составляют 34,5%[5] от всех работников. Причём больше всего среди работников женщин начального пенсионного возраста (55 – 59 лет): 11,9% от всех работников в 2017 году. Мужчины же начального пенсионного возраста (60 – 64 года) составляют 7,1% от общего числа работников.
Общий прогноз последствий
Повышение пенсионного возраста в имеющихся сегодняшних российских реалиях — это мера, способная затормозить экономическое развитие Российской Федерации на уровне от 0,5% до 1,5% [6]в год в зависимости от цен на ископаемые углеводороды.
При этом ярко выраженных проблем исполнения Пенсионным фондом России своих обязательств нет.Снижение бюджетного трансферта из федерального бюджетана 68,3 млрд. рублей было утверждено на фоне принятия федерального бюджета с профицитом в 440,6 млрд рублей.
Раздел IV. Предложения экспертов Института актуальной экономики по реформированию пенсионной системы
Повысить собираемость страховых платежей в Пенсионный фонд могли бы меры по выводу бизнеса и трудовых отношений с сотрудниками из тени. Однако текущие тенденции проведения экономической политики государством, не направленные на снижение налоговой нагрузки на бизнес (согласно опросам ВЦИОМ, 50% предпринимателей заметили увеличение фискальной нагрузки), никак этому не способствуют. При этом обязанность ежегодно индексировать пенсии у ПФР есть: только в 2018 году пенсии будут проиндексированы трижды для разных категорий получателей. Всё это приводит к тому, что проблемы с дефицитом бюджета ПФР со временем будут только усиливаться. Теоретически, компенсировать нехватку средств можно за счёт средств Фонда национального благосостояния, однако это фактически будет нарушением бюджетного правила, согласно которому сверхдоходы, полученные с продажи нефти дороже 40 долларов за баррель, направляются на формирование запасов. К тому же ещё добавляются дополнительные издержки на конвертацию валюты. Повышение страховых сборов с работодателей и индивидуальных предпринимателей также даст негативный эффект и расширение теневого сектора экономики. Поэтому проведение реформы с повышением пенсионного возраста в будущем неизбежно.
Эксперты Института актуальной экономики признают необходимость в проведении пенсионной реформы, однако при этом настаивают на том, что проведение реформы и её содержание должны быть жёстко привязаны к объективным экономическим показателям.
По мнению экспертов Института актуальной экономики, повышение пенсионного возраста будет иметь минимальные негативные последствия для подавляющего большинства населения страны и будет обосновано внедрение такой меры только при соблюдении ряда условий:
- Экономика страны на протяжении минимум 3 лет должна показывать темпы роста, не отстающие от среднемировых более чем на 1 п.п.;
- Возраст дожития у мужчин должен быть не менее 19 лет, а у женщин не менее 22 лет;
- По достижению показателей указанных в п.1 и в п.2, оптимальным является вариант повышения пенсионного возраста на 0,5 года каждый год.
Кроме того, в первую очередь,пенсионная реформа должна содержать меры по отмене пенсионных надбавок депутатам иподнятияпенсионного возраста для сотрудников силовых ведомств до стандартногопенсионного возраста. Следующим этапом реформы должно стать выравнивание пенсионного возраста у мужчин и женщин.
Таким образом, при соблюдении всех вышеобозначенных условий и мер, будет обеспечена социальная справедливость, минимизированы потери населения (повышение пенсионного возраста у женщин также даст недополучениесредств будущими пенсионерами, однако в сумме порядка 23,8 млрд[7]. рублей в год при каждом повышении пенсионного возраста на 0,5 года против изначально ожидаемых 41,1 млрд[8]. рублей в нынешней версии реформы), а возраст дожития будет приведён к мировым стандартам.
Также именно такая последовательность позволит минимизировать негативный эффект от увеличения продолжительности работы людьми предпенсионного возраста.
[1]Возраст дожития – число лет, которые проживет пенсионер после выхода на пенсию
[2] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[3] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[4] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[5] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[6] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[7] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики
[8] Согласно подсчетам, проведенным экспертами Института актуальной экономики