Компании и корпорации
25/5/2018
Первые… с конца?
У нас социально ответственное государство. Иногда даже очень. И ответственное, если не сказать заботливое, если речь идет о некоторых отдельных категориях граждан. Например, состав министров и вице-премьеров утверждён, но высокие назначения не закончились: ещё надо пристроить прежних функционеров. Просто так бросать их на произвол судьбы у нас не принято.
Вот и Игорю Шувалову с Дмитрием Рогозиным подобрали новые места. Шувалов, вопреки ожиданием теплого кресла в МГУ, возглавит Внешэкономбанк, а у Рогозина без сюрпризов: Роскосмос. Обе должности крайне ответственны (это вам не тихая «пенсия» в СовФеде): ВЭБ финансирует важнейшие проекты (и терпит убытки, поглощая сотни миллиардов бюджетных рублей), а Роскосмос отвечает за всю космонавтику в России – чуть ли не титульную отрасль промышленности, которая тоже переживает не лучшие времена. Чиновники оба с опытом: Шувалов курировал в правительстве вопросы экономики, а Рогозин… проще назвать то, чего он НЕ курировал… но космонавтика была одним из важнейших его направлений. Фактически он и раньше возглавлял Роскосмос, будучи в должности председателя Наблюдательного совета. Так что по идее список достижений, эффективных решений и профессиональных заслуг должен быть внушителен.
Но оставим в стороне многочисленные сферы деятельности вроде антикоррупционного регулирования, участия в Авиационной коллегии при Правительстве, строительство ледоколов, где заслуги Рогозина придется искать, как иголку в стогу сена, и сконцентрируемся на космонавтике. Итак, при Рогозине был построен космодром Восточный стоимостью в 180 млрд. рублей. На этой стройке было украдено более 5 млрд. рублей (оценка по результатам следственных действий). Да, по «достижениям» в освоении бюджетных средств с нами мало кто сможет тягаться. Что до остальных результатов, то наша страна, увы, похвастаться здесь особенно ничем не может: в прошлом году мы сравнялись с количеством запусков одной только частной компании SpaceX (а успешных запусков у нас и вовсе на один меньше), Роскосмос в прошлом году совершил только 2 успешных запуска коммерческих спутника, никак не связанных ни с заказами других компаний Роскосмоса, ни с запусками по заказу военных.
Одно из важнейших предприятий «Центр Хруничева» терпит убытки (23 млрд. рублей в 2017 году) и вязнет в долгах без работы, ни одна перспективная разработка до сих пор не воплотилась в жизнь! Роскосмос под контролем Рогозина превратился в бюрократическую машину, способную производить в лучшем случае бумажные проекты, в которых сама же путается, поглощая при этом колоссальные суммы. Полный хаос! Сначала делают ставку на ракету «Ангара», готовят под неё новый пилотируемый корабль «Федерация», потом всё забрасывают, заявляют, что начинают готовить другую ракету «Союз-5», который очень похож на украинский «Зенит», переносят «Федерацию» на «Союз-5», отказываются от многоразовых ракет, обещают в скорейшем времени разработать многоразовую ракету, теперь снова возвращаются к «Ангар», и строят вторую стартовую площадку под неё на «Восточном». Запутались? В Роскосмосе тоже. А новую сверхтяжёлую ракету обещают разработать в кооперации с Китаем за сумму «всего лишь» в 13,5 (!) раз превышающую ту, что потратил Илон Маск на свою сверхтяжёлую, которая уже летала.
Чего ожидать от Рогозина на новом посту? Или чуда (что маловероятно), или увеличения количества «бумажных» проектов, требующих финансирования, дальнейшего укрупнения предприятий космической отрасли, планомерного уничтожения «выскочек» из частной космонавтики. А отчитываться будут по формальному количеству пусков – как раз уже подготовили для них ракеты с совсем небольшой нагрузкой на базе списанных военных «Тополь-М».
Теперь про Шувалова. В 2008 году он взялся за два непохожих проекта: его назначили главой Комиссии по координации действий правительства для противодействия последствиям мирового финансового кризиса и руководителем Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. В первом случае это была комиссия, которая активно вливала в экономику средства, распределяя их между крупнейшими компаниями России. Хороший пост, влиятельный, и помогает обзавестись хорошими друзьями среди олигархов. Второй пост, конечно, был не столь интересен. С малого бизнеса какой прок для фигуры такого масштаба? Результат – сектор МСП находится всё примерно на том же уровне, что и 10 лет назад, и генерирует порядка 20% ВВП. Также никуда не ушли перекосы: у нас достаточно комфортно быть малым предпринимателем (в идеальном случае должен быть вообще микробизнес без производства), а вот переход в статус среднего связан с отменой многих необременительных налоговых режимов и ужесточением контроля. В итоге в стране почти не осталось средних предприятий, всем выгоднее дробиться на малые.
По данным Единого реестра субъектов МСП сейчас насчитывается 6,15 млн. микро и малых предприятий (включая ИП) и только лишь 20 тыс. средних. Даже крупных в 4 раза больше: 79 тыс. предприятий. Реформа госзакупок? Минфин считает, что 96% контрактов госкомпаний по 223-ФЗ неконкурентны, а Минэкономразвития насчитывает более 4000 способов заключить контракт с единственным поставщиком. Для МСП госзакупки тоже не стали сильно доступнее: путаница в законе, нечёткие требования, необходимость банковских гарантий… Приватизация? И тут подконтрольная Шувалову программа не блещет. «Башнефть» в рамках приватизации отошла государственной «Роснефти», «Трансаэро» — государственному «Аэрофлоту», «Магнит» — государсивенному ВТБ (теперь уже в меньшей степени), из-за отзывов лицензий и санации резко выросла доля государства в банковском секторе. Всего же по оценке ФАС (ещё пару лет назад) доля госсектора перевалила за 70% ВВП. Вот такая приватизация. Нет никаких предпосылок для того, чтобы развитие ВЭБа пошло по иному пути. Это точно такая же структура распределения средств среди крупнейших компаний России. И, как показывает практика, возврат денег ВЭБу совсем не обязателен. В прошлом году 40% портфеля ВЭБа приходилось на проблемные кредиты. Обычно банки с такими показателями не живут. Единственное, в чём не приходится сомневаться – это в умении всех пристроенных на высокие и ответственные должности чиновников ушло проводить многомиллиардные денежные потоки, распределяя их между «правильными» людьми, которые обеспечивают им стабильное пребывание на высоких постах, что бы ни случилось.
Источник: