Концепция программы «Новый Нэп: национальная экономическая политика»
Концепция программы «Новый Нэп: национальная экономическая политика»
Программа «Новый НЭП: Национальная экономическая политика» была разработана в ответ на актуальные вызовы. Предпосылками создания и внедрения экономической программы являются: Отсутствие реальной программы Антикризисного плана у экономического блока Правительства Российской Федерации Необходимость разработки долгосрочной программы социально-экономического развития во исполнение поручения Президента Российской Федерации Поддержка 65% населения России необходимости разработки «Нового НЭП» по данным ВЦИОМ в феврале 2016 года Назревший запрос на обновление спикеров...
30.01.2018
118
0

В текущем 2016 году госбюджет со стороны вовсе не производит впечатления дефицита, да и вообще наличия каких-либо проблем: кого только не поддерживает государство - от предприятий транспортного машиностроения и аграриев, до выделения десятков миллиардов рублей РЖД... При этом, практически ничего не слышно про лёгкую промышленность. Многие удивляются - а она вообще существует? Попробуйте найти в магазинах одежду или обувь не из Китая. Разве что Вьетнам да Пакистан еще появляются на бирках. А тем временем в России работает 15 000 предприятий, на которых занято 330 000 человек, годовой объем продаж - порядка 3 трлн рублей – твердое второе место после продуктов питания в потребительском секторе. Получается, что отрасль заслуживает внимания.

Так почему тогда в магазинах практически не видно отечественных вещей? Формально доля российских брендов на рынке составляет порядка 50%. Зачастую отечественные - там только права на торговую марку. Все производство – зарубежное, 3 вещи из 4 к нам прибывают из Китая. А доля действительно отечественной продукции, произведенной у нас, не превышает 20%. Обывателю, кстати, бывает непросто отличить российские товары от импортных, ведь большинство предпринимателей пытаются придумать торговые марки на иностранном языке, повышая привлекательность бренда в глазах народа. Отличить нашу вещь от импортной с первого взгляда уже не получится.

Сегодня, казалось бы, идеальный момент для развития отечественной лёгкой промышленности, которая разом уложит на лопатки импортную продукцию за счет ценового преимущества, ведь импорт подорожал в разы. Но, несмотря на это, развитие отечественного производства одежды и обуви пока буксует. Виной всему - падающая покупательная способность и проблемы технической оснащённости отрасли. Сюда же можно отнести и смещённые приоритеты государственных программ поддержки.

В прошлом году рынок одежды и обуви сократился на 20%, теперь надежды производителей направлены на ожидаемую стабилизацию спроса в текущем 2016 году. Но важно понимать, что некоторые количественные показатели прекращения спада объемов продаж связаны вовсе не с растущим благосостоянием населения, и не желанием иметь дополнительную пару стильной обуви, а лишь тем, что спрос на одежду и обувь практически «нащупал дно». То есть люди не могут покупать меньше вещей из-за их естественного износа, иначе придётся ходить в лохмотьях. К примеру, еще даже в 2014 году до резкого спада покупательной способности на одного человека приходилось 2,8 – 3 пары обуви в год, в том числе и домашней - вроде тапочек. Это в 2,5 раза меньше, чем в Европе, и в 3 раза меньше, чем в Америке. Дальше ожидается только качественное изменение структуры рынка – сокращение дорогого и среднего сегментов наряду с ростом доли экономного сегмента. И вот здесь может быть заложен потенциал роста отечественной продукции.

Чтобы постепенно выдавливать импортную продукцию с рынка, отечественные товары должны предложить высокое качество по привлекательной цене. Но с обоими факторами есть серьёзные проблемы. Начнем с цены. С хлопком всё относительно неплохо: обеспеченность российской промышленности хлопчатобумажными тканями отечественного производства составляет 85%. Неплохой задел для конкурентного преимущества. В остальном все не так радужно: обеспеченность шерстяными тканями - только 40%, синтетикой - 20%, а комплектующими для обуви и вовсе - 15%. И как обеспечить привлекательную цену, когда большая часть материалов – импортные? Взять кредит и закупить новое более высокопроизводительное оборудование? К сожалению, такой вариант приемлем далеко не для всех. По словам замминитра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова лёгкая промышленность имеет самые высокие процентные ставки по кредитам среди других отраслей. Неплохо себя чувствуют только производители военной и рабочей одежды, использующие грубые отечественные материалы. А вот своей качественной кожи для обуви у нас практически нет.

В целом картина состояния отрасли такова, что требует масштабной модернизации. Вот один из парадоксов: средняя зарплата в России уже меньше, чем в Китае, а стоимость производства, с учетом налогов и сборов, по данным Российского союза производителей одежды - выходит на 40% - 80% дороже, чем в Китае. Наше оборудование старо и изношено. О каком качестве может идти речь, если доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37%, от 11 до 20 лет — 24%, а эксплуатируемого более 20 лет — 39%? Весь ужас в том, что в России практически не осталось своих производителей оборудования – только несколько небольших предприятий, выпускающих комплектующие. По данным «Росагролизинга» доля импортного оборудования сегодня достигает 90%.

Очевидно, что без господдержки легкой промышленности не обойтись. Формально, такая поддержка присутствует – в «антикризисном» плане правительства есть статья, по которой предусмотрено выделение 1,4 млрд рублей на всю отрасль в течение 2016 года. Но такая сумма в масштабах всей отрасли – капля в море. Пример для контраста - одно только РЖД в рамках антикризисного плана получает почти 40 млрд рублей. Минпромторг в первую очередь делает ставку на производителей синтетических материалов, применяемых в строительстве и других отраслях. Это могут быть утеплители, изоляторы и прочие нетканые материалы, не относящиеся к потребительскому рынку. На простых жителях снова решили сэкономить – на них данная поддержка практически не скажется и уж точно не поможет лучше одеваться.

Для модернизации отрасли необходим комплексный подход. Если просто выделить средства предприятиям, находящимся в затруднительном положении, кардинально ничего не изменится. Деньги будут потрачены на выплату долгов и «проедены». Модернизацию лёгкой промышленности стоит начать с развития промышленности тяжелой. Ведь без доступного и современного оборудования ничего не изменится. Объемы финансовой помощи тоже необходимо увеличить в разы. По оценкам Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности необходимо 5 млрд рублей на докапитализацию банка, готового предоставить для отрасли доступные по нынешним меркам кредиты, хотя бы под 11% - 12% годовых. Пока не восстановилось производство отечественного оборудования, необходимо стимулировать импорт не только современного оборудования, но и технологий.

Откуда взять на всё это деньги в условиях кризиса? Достаточно сократить неэффективные расходы государства – избавиться от серых схем в госзакупках (отсюда можно дополнительно «вытащить» 25 трлн рублей), избавиться от бесперспективного финансирования убыточных и неэффективных госкомпаний, провести приватизацию госкомпаний, не относящихся к ТЭК и ОПК. В конце концов, отказаться от инвестирования в экономику США через гособлигации и перейти к инвестициям в реальный сектор отечественной экономики. Здесь и доходность будет больше, чем 1% - 2% по облигациям, и средства будут работать на благо общества.

Государство должно гарантировать и конкурентное преимущество отечественных предприятий на внешних рынках. Пока же экспорт продукции и выход на внешние рынки практически невозможен: из-за экспортных пошлин российские товары лёгкой промышленности не могут выдержать конкуренции с Китаем, Вьетнамом, Пакистаном и Индией на зарубежных рынках. Восстановление отечественной промышленности возможно, нужна только политическая воля и грамотный расчет, иначе заводы и предприятия так и будут «донашивать» оборудование а мы с вами – штопать дыры на пятках, пока правительство штопает дыры в бюджете без выявления причинно-следственной связи.

Источник:

Поделиться с друзьями: kod