Выезжаем на пенсионерах?
Понятно, что, когда санкциями отрезан доступ к длинным деньгам и ставятся внешние препоны на приток инвестиций в страну, нужно искать ответ на вечный вопрос: а где же взять деньги? Вопрос понятен и законен. Но только почему последние время при поиске ответа на него острый взор нашего правительства устремляется на старшее поколение, которое и так, в условиях подорожания продуктов и лекарств, крутится как белка в колесе, пытаясь выжить в новых богатых на неприятные сюрпризы условиях.
В одобренном 26 июня 2015 года Правительством РФ проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 – 2018 гг. содержатся две «приятные» новости для пенсионеров.
Первая новость – это прекращение выплаты пенсии или её части работающим пенсионерам, общий ежемесячный доход которых превышает 2,5 прожиточных минимума. Это решение означает, что при сегодняшнем прожиточном минимуме в 7 161 руб. в месяц пенсию будут получать работающие пенсионеры, имеющие доход не более 17 903 рублей в месяц или 214 830 рублей в год.
Конечно, с точки зрения нашего правительства это очень крутой заработок, который позволяет спокойно обойтись без пенсии. Жаль только, что нельзя провести эксперимент и предложить всем поддержавшим проект «Основных направлений…» пожить на эти деньги хотя бы пару месяцев.
Неужели так трудно понять, что многие пенсионеры и работают потому, что при сегодняшних ценах, с пенсией 10 – 12 тысяч рублей, чтобы жить и платить за постоянно дорожающие коммуналку, лекарства и еду приходится работать и добавлять зарплату к пенсии. Конечно, правительство всё это знает и прекрасно понимает. Но залатывать финансовые дыры за счёт бессловесных пенсионеров гораздо проще чем, скажем, за счёт топ – менеджеров гигантских монстров нефтегазового сектора с государственным участием, клянчащих деньги у государства (а фактически, у налогоплательщиков) и, под предлогом необходимости развития компаний, расходующих эти средства на гигантские зарплаты и золотые парашюты.
Вторая новость - это постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет, т.е. на 3 года для мужчин и на 8 лет для женщин (на 6 месяцев в год).
Решение о прекращении или ограничении выплаты пенсии работающим пенсионерам свидетельствует о близорукости его авторов, которые видят только прямую экономию средств Пенсионного Фонда за счет сокращения суммы пенсионных выплат, но не видят всего букета негативных социальных и экономических последствий этого, мягко говоря, не вполне продуманного и адекватного решения.
Во – первых, это решение вызовет как сокращение числа работающих пенсионеров и лишение Пенсионного Фонда взносов от их работодателей, так и уход существенной части работающих пенсионеров в тень.
Теневой сектор российской экономики по грубым оценкам и без ухода пенсионеров в тень составляет до 40%-50% ВВП, что запредельно много. Для сравнения в Чехии – эта величина примерно 18% ВВП.
Во – вторых, реализация этого решения подорвёт доверие к пенсионной системе и вызовет настороженность в обществе к схемам софинансирования пенсии. Даже если чиновники с пеной у рта будут убеждать людей, что накопленную за счёт добровольных взносов часть пенсии выплатят при любых ситуациях, этому уже не поверят.
В – третьих, отбирая деньги у работающих пенсионеров, государство в трудный период модернизации экономики в условиях санкций отказывается от опыта кидаемых им же пенсионеров, что является недопустимой роскошью.
В – четвёртых, это решение существенно снизит уровень жизни многих пожилых людей и их семей, что усилит и так нарастающую в условиях стагнации экономики социальную напряжённость в обществе. На сегодня по данным ПФР в России работает каждый третий пенсионер, т.е. свыше 13 миллионов человек. И всем, кроме правительства, понятно, что отмена выплат пенсий работающим пенсионерам, получающим «баснословные» зарплаты свыше 18 тысяч рублей в месяц, ударит по миллионам.
Кроме того, следует отметить, что люди, подпадающие под действие решения о прекращении пенсионных выплат, относятся к наиболее квалифицированным кадрам. Их уход с работы повлечёт за собой перераспределение персонала, замещение работающих пожилых людей лицами, работавшими на других позициях. Это в конечном итоге высвободит рабочие места для мигрантов. А увеличение потока мигрантов принесёт, прежде всего, рост социальной напряжённости и преступности в обществе, не говоря уже о повышении рисков негативных демографических и структурных сдвигов. Невооружённым глазом видно, что, в частности, на позициях учителей и врачей (особенно в глубинке, где и так дефицит кадров) образуются дыры. Но похоже, правительство это не особенно волнует.
Очевидно, что принимаемые властью решения не должны подрывать доверия к ней. Говорить о порядочности в политике сложно. И всё же не мешало бы подумать о том, как отнесутся к власти люди, честно наполнявшие всю жизнь Пенсионный Фонд отчислениями со своих зарплат и оставшиеся в итоге у разбитого корыта.
Решение о прекращении выплат существенной части работающих пенсионеров одобрено правительством, но не принято на законодательном уровне. Хотелось бы надеяться, что в обществе возникнет дискуссия, которая окажет влияние на решение законодательных органов власти и Президента по этому вопросу.
Что касается постепенного повышения пенсионного возраста, то в сложившейся экономической обстановке этот сценарий развития событий неизбежен. Здесь важно, чтобы реализация данного решения на практике осуществлялась постепенно, сопровождаясь ростом продолжительности жизни и устранением дискриминации по возрастному признаку при приёме на работу.