Экономика страны
29/6/2018
Эксперты ИАЭ подсчитали потери россиян от повышения НДС: сколько заплатит каждый
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕФОРМ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ
Налог в Российской Федерации – основной источник доходов федерального и консолидированного бюджетов. По данным Федеральной налоговой службы, в 2017 году поступления в федеральный бюджет составили 9162 млрд. рублей, а в консолидированный бюджет субъектов РФ – 8181,5 млрд. рублей. Таким образом, налоги в прошлом году сформировали 60,7% от всех фактических поступлений в федеральный бюджет (15 089,46 млрд. рублей по данным Министерства финансов РФ) и 55,9% от всех доходов консолидированного бюджета РФ (31 046,7 млрд. рублей по данным Министерства финансов РФ).
При этом, согласно опросам НАФИ, проведённым в 2018 году[1], 64% опрошенных предпринимателей отметили высокую налоговую нагрузку как наиболее острую проблему развития бизнеса и домохозяйств.
Однако 16 июня 2018 г. правительство внесло в Государственную Думу законопроект о повышении базовой ставки Налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 20%. Официальная причина повышения налога, озвученная председателем правительства Дмитрием Медведевым, заключается в том, что бизнес должен оплачивать улучшение условий жизни пенсионеров (из заявлений министра труда Максима Топилина и министра финансов Антона Силуанова следует, что каждый этап повышения пенсионного возраста должен увеличивать ежемесячные пенсионные выплаты в среднем на 700 рублей без учёта индексации на уровень инфляции).
Таким образом, при разработке законопроекта, который будет рассмотрен Государственной Думой в первом чтении 3 июля 2018 года, влияние этой меры на экономику и финансовое здоровье предприятий рассмотрено не было. В основе объяснения причин о принятии решения повысить НДС лежит социальный, а не экономический фактор. Однако и гарантий, что собранные деньги в полном объёме пойдут на пенсионное обеспечение нет. Наоборот, глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал сократить бюджетный трансферт в ПФР ещё на 40 млрд рублей, а Антон Силуанов 26 июня заявил, что собранные средства пойдут «в образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру».
Законопроект также не был представлен на рассмотрение общественности на портале .
В связи с этим, становится актуальным вопрос рассмотрения эффективности нынешней налоговой системы, а также прогнозирования последствий реализации мер, предложенных правительством в рамках внесенного в ГосДуму федерального законопроекта о повышении НДС, относительно влияния на развитие экономики.
- Современное состояние налоговой системы в России
Налоговая система в большинстве стран мира подвижная, и со временем меняется либо в сторону увеличения, либо в сторону снижения налоговой нагрузки на бизнес. Так происходило и происходит в настоящее время и в России. Несмотря на регулярные заявления министра финансов Антона Силуанова о недопустимости повышения налогового бремени, звучащие с прошлого года, фискальная нагрузка на бизнес, стабильно растёт. Так, например, согласно опросам ВЦИОМ, в прошлом году 50% опрошенных предпринимателей заметили увеличение финансовой нагрузки[2].
Формально, обязательные платежи, зафиксированные в Налоговом кодексе РФ, долгое время оставались практически неизменными. Самое главное изменение – это возврат с 2018 года налога на движимое имущество, который также стал известным как «налог на модернизацию», поскольку накладывает дополнительные издержки на содержание новых машин и оборудования. Но при этом в России сильно развит институт квазиналогов: обязательных платежей, имеющих все признаки налогов, но при этом формально к налогам не относящихся. Это, например, торговый, экологический, утилизационный, портовый сборы, сборы в систему «Платон» за проезд грузовых автомобилей по автомобильным трассам федерального значения и прочие. Всего на региональном уровне таких сборов насчитывается более 70.
Особенность неналоговых платежей заключается в том, что они не учитываются в Налоговом кодексе и могут устанавливаться распоряжением правительства без прохождения оценки регулирующего воздействия. Оценка воздействия неналоговых платежей на экономику и финансы предприятий и людей осложнена тем, что в России до сих пор не существует единого реестра неналоговых платежей. При этом, по оценке Торгово-промышленной палаты РФ, ежегодные сборы таких платежей превышают 800 млрд. рублей – это порядка 8,7% от налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ (оценка 2017 года)[3].
Так, к примеру, сбор за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам в систему «Платон» 15 апреля 2017 года увеличился на 100% с 1,53 руб. за проезд 1 км дороги до 3,06 руб., что позволило собрать в бюджет по итогам года 21,15 млрд. рублей[4]. Утилизационный сбор с новых и импортируемых автомобилей в 2016 году уже индексировался на 65% в сторону повышения, а с 1 апреля 2018 года был повышен ещё раз[5]. При этом рост оказался очень существенным: для наиболее популярной категории автомобилей с объёмом двигателя от 1 до 2 литров утилизационный сбор повысился на 90% с 44 200 рублей до 84 000 рублей. По оценке Минпромторга, дополнительные сборы от увеличенных тарифов, которые будут облачены автопроизводителями, дилерами и потребителями, составят порядка 5 млрд. рублей в год. И вместе с этим увеличиваются расходы государства на предоставление отечественным автопроизводителям субсидий, равноценных расходам на утилизационный сбор. В 2018 году такие субсидии должны составить 102 млрд. рублей[6].
- Влияние повышение НДС на экономику России
Повышение НДС с 2019 года также приведёт к увеличению поступлений в федеральный бюджет. По оценке Минфина, сборы должны увеличиться на 620 млрд. рублей ежегодно. Стоит учитывать, что собираемость НДС в России близка к 100%, и у предпринимателей нет возможности уклониться от него, если только не прибегать к дроблению бизнеса и переходу в категорию малого бизнеса с упрощённой системой налогообложения. Подобная схема в России достаточно популярна. Именно ей объясняется крайне малое количество средних предприятий: по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2018 в России числилось чуть менее 6,2 млн. микро и малых предприятий[7], 83,3 тыс. крупных предприятия[8] и только порядка 20 тыс. средних. В случае, если дополнительная нагрузка производителями товаров не будет переложена на потребителей за счёт повышения цен, то только повышение НДС до 20% снизит сальдо прибыли и убытков (10 320 млрд. рублей в 2017 году по данным Росстата) на 5,8%, что может спровоцировать новую волну роста банкротств предприятий, которая и без этого не прекращает свой рост. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), количество банкротств в I квартале 2018 года выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 12,2% по сравнению с I кварталом 2014 года. И тенденции к снижению числа банкротств нет: число введенных судами процедур наблюдения в январе-марте 2018 года выросло до 2724, это на 6% больше, чем в I квартале 2017 года.
В случае, если дополнительная нагрузка будет переложена на потребителей, то, исходя из того, что объём розничной торговли по данным Росстата в 2017 году составил 29 813 млрд. рублей, покупательная способность населения снизится на 2%, что приведёт к соответствующему снижению спроса на товары. Фактически, среднестатистический россиянин вынужден будет дополнительно платить государству 4220 рублей в год. Увеличивать же расходы у домохозяйств на данный момент нет никакой возможности: оценка Росстата в части изменения зарплат и реальных располагаемых доходов не отражает реального положения дел из-за различных схем(отмена или сокращение надбавок и стимулирующих выплат, перевод сотрудника на неполную ставку при сохранении прежнего уровня зарплаты и обязанностей и др.), позволяющих бюджетным учреждениям сокращать или удерживать на прежнем уровне фактические выплаты сотрудникам при формальном росте зарплат. По данным опроса, проведённого фондом «Общественное мнение», доля граждан, которые отмечают ухудшение своего материального состояния за последние 3 месяца, выросла с 18% до 28%.
Так что в любом случае повышение НДС оказывает негативное влияние и на финансовую устойчивость предприятий, и на благосостояние населения, и на темпы развития экономики. Потому что ведет к сокращению прибыли предприятий (до 5,8%), ограничивая их возможность проводить модернизацию, и снижает покупательную способность населения (до 2%), что в свою очередь ведёт к снижению спроса и ухудшению благосостояния населения.
- Система налогообложения в России и в мире. Сравнительный анализ
Уровень налоговой нагрузки – крайне важный показатель для развития бизнеса и экономики. Это подтверждается не только опросами отечественных предпринимателей, но и выводами Всемирного экономического форума. В международном рейтинге конкурентоспособности экономик мира Global Competitiveness Indeх 2016–2017, ставки налогов названы вторым по значимости среди 16 «наиболее проблематичных факторов для ведения бизнеса»[9]. При этом «удельный вес» фактора налогов практически на треть превышает «вес» фактора коррупции, занимающего третью строчку и вдвое превышает «вес» фактора налогового регулирования, занимающего четвёртое место.
В России при расчёте налоговой нагрузки на бизнес принято брать отношение всех налогов и сборов, администрирование которых осуществляет Федеральная налоговая служба, к обороту компании. Естественно, многочисленные неналоговые сборы, страховые отчисления в социальные фонды и даже ввозной НДС здесь не учитываются. Такой подход позволяет ФНС выявлять неплательщиков налогов и говорить о невысокой налоговой нагрузке в России, что не отражает реальную ситуацию. Однако даже с такими неполными данными заметна тенденция к увеличению налоговой нагрузки. Если опираться на данные ФНС в 2017 году, то можно констатировать рост средней налоговой нагрузки на 1,2 п.п. до 10,8%. Особенно сильно в прошлом году выросла налоговая нагрузка на пищевой сектор: рост на 8,5 п.п. до 28,2% (увеличение нагрузки на 31%). Это максимальный рост с 2006 года. Налоговая нагрузка в сфере информации и связи выросла на 3,8 п.п. до 16,4%. Отдельно стоит выделить такие виды деятельности, как операции с недвижимым имуществом (налоговая нагрузка 21,3%), административную деятельность (налоговая нагрузка 15,4%), и производство компьютеров и электронных изделий (налоговая нагрузка 12,5%), значительно превышающие средний показатель[10].
Если же привести подсчёты к мировым стандартам, которые учитывают также и неналоговые платежи, имеющие признаки налогов, а сравнение ведётся не с оборотом, а с прибылью условной компании, то ситуация выглядит в совершенно ином свете.
Во-первых, согласно рейтингу стран Paying Taxes[11], составленному Всемирным банком совместно с компанией PriceWaterhouseCoopers, в мире сейчас прослеживается тенденция к снижению налоговой нагрузки (снижение средней нагрузки в 2017 году составило 0,1 п.п. до 40,6%) и снижению количества основных налоговых платежей (25 платежей в среднем в 2017 году, что на 0,8 меньше, чем в 2016 году). В России же, как видим исходя из данных, приведенных выше, ситуация равно противоположная.
Во-вторых, если количество основных налоговых платежей у нас небольшое (7 штук, что близко к уровню США), то по уровню налоговой нагрузки Россия значительно превосходит многие ведущие страны. Предприниматели в России вынуждены отдавать государству в среднем 47,4% от своей прибыли. В регионе Средней Азии и Восточной Европы налоговая нагрузка больше только в Украине (51,9%), Беларуси (54,8%) и Таджикистане (65,2%). Средняя же нагрузка в регионе 34,2%. Также стоит отдельно отметить успешный Израиль, в котором налоговая нагрузка на 40% меньше, чем в России (28,1%).
В Азиатско-Тихоокеанском регионе стоит отметить Сингапур, совершивший то самое «экономическое чудо» в кратчайшие сроки. Там налоговая нагрузка составляет только лишь 19,1% от прибыли. Даже в ЕС средняя нагрузка меньше на 15%, чем России: там бизнес отдает в среднем 40,3% от прибыли (это общая нагрузка, включающая основные неналоговоые платежи, если таковые имеются с признаками налогов). На североамериканском континенте стоит отметить США с нагрузкой в 44% и Канаду, где бизнес платит лишь 21%. В ближневосточном регионе и вовсе нет стран с налоговой нагрузкой, достигающей российского показателя: средний уровень там находится на отметке 24,2%, а максимальный зафиксирован у Ирана (44,1%).
Остановимся подробнее на успешном опыте создания эффективной налоговой системы в США. При близком к российскому уровне налоговой нагрузки, США имеют стабильные темпы роста экономики в целом (I квартал 2018 года показал рост ВВП США на 2,2% в годовом исчислении), экспорта — на 4,2%, расходов на оборудование — на 5,5%, инвестиций в интеллектуальную собственность — на 10,9%, а безработица стремиться к историческому минимуму с 1969 года (в 2019 году по прогнозам уровень безработицы американцев должен опуститься до 3,5%)[12].
В наибольшей степени на улучшение экономических показателей повлияло снижение в США налога на прибыль компаний с 35% до 21%. В итоге налог на прибыль стал меньше среднемирового (22,5% по данным Tax Foundation) значения, меньше, чем во Франции (34%), Австралии (30%) и Японии (23%). Что касается персонального налогообложения, то вместо семиступенчатой шкалы с верхней планкой 39,6%, была введена трёхступенчатая система со ставками в 12%, 25% и 35% в зависимости от величины дохода. Эти меры позволили сохранить положительную динамику роста потребления товаров домохозяйствами и увеличить в I квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль до уплаты налогов на 4,3%, а рост чистой прибыли составил 14%. Рост корпоративной прибыли позволил в значительной степени нарастить инвестиции в модернизацию производств. Как отмечалось ранее, только расходы на оборудование выросли на 5,5%. В России же за 2017 год инвестиции в нефинансовые активы выросли на 3,6% в ценах 2016 года, а в основной капитал — на 3,9%. Такие показатели значительно уступают американским.
Также в США (как, кстати, например, и в Эстонии) действует сквозное (pass-through) налогообложение. Сквозное налогообложение предполагает, что прибылью является только та сумма денег, которая была выведена со счетов компании в виде дивидендов, а оставшиеся деньги – это инвестиции в предприятие. В Эстонии и вовсе отсутствует налог на прибыль компании, есть только налог на дивиденды по ставке 25%. А с 2019 года вступает в силу альтернативный режим, предусматривающий после трёх лет своевременной оплаты налог по ставке 16,28%, который платит предприятие, плюс налог по ставке 7% от полученных средств, который платит бенефициар. Совокупная нагрузка в таком случае составит 22%. Такая схема стимулирует не выводить прибыль предприятия, а инвестировать его в развитие. Сквозное налогообложение оказалось очень удобным для бизнеса: сейчас 95% всех американских компаний, включая индивидуальных предпринимателей выбирают подобную схему работы. В то же время, есть у сквозного налогообложения и недостатки: иногда бывает сложно установить истинного бенефициара, который должен платить налоги, что негативно сказывается на поступлениях в бюджет. Но плюсы все равно перевешивают. В России без такой системы одни и те же деньги облагаются налогом дважды: сначала учитывается налог на прибыль компании по ставке в 20%, затем подоходным налогом по ставке в 13% облагаются полученные учредителями дивиденды.
Фактически, Россия сейчас по этому показателю налоговой нагрузки находится на уровне африканских стран вроде Анголы, Нигера, Мали и Того (у них порядка 48%). При этом и Израиль с непростыми условиями развития, и Канада, во многом схожая с Россией, обеспечивают благодаря умеренной налоговой нагрузке стабильной рост экономики на 3% в год.
- Прогноз и предложения Института актуальной экономки по реформированию налоговой системы
Прогноз
Налоговая система России срочно нуждается в реформе. И не в «донастройке», обещанной министром финансов Антоном Силуановым, заключающейся в постепенном повышении налоговой нагрузки. А в намного более существенных реформах. Если таковые не будут проведены, экономика Российской Федерации рискует на длительный срок погрузиться в стагнацию с темпами роста экономики, не превышающими 1,5% в год, а в случае принятия законопроекта о повышении НДС есть угроза обнуления экономического роста.
Но в любом случае, оба варианта реализации реформы, предлагаемой правительством, (с принятием нагрузки бизнесом и переложением нагрузки на потребителей) не позволят выполнить указы президента по повышению благосостояния населения и вхождению в пятёрку крупнейших экономик мир.
Зато увеличение налоговой нагрузки приведёт к росту доли теневой экономики, которая сейчас по оценке МВФ составляет 33,7% ВВП, что как раз-таки соответствует уровню африканских стран[13].
Проводимая налоговая реформа, подкреплённая повышением пенсионного возраста (люди теряют надежду на пенсию и не видят смысла работать легально) может привести к тому, что доля теневой экономики превысит 35% ВВП.
Предложения
Для обеспечения стабильного роста экономики без зависимости от мировых цен на нефть, стабильного роста фактических доходов населения, снижения безработицы и избавления Пенсионного фонда РФ от дефицита необходимы следующие меры:
- Все неналоговые сборы в России должны быть в течение 2018 года внесены в Налоговый кодекс или созданный для этого отдельный обособленный кодекс, согласованный с НК РФ. Таким образом, у правительства появится полная картина того, какие сборы существуют на данный момент и какую нагрузку они дают на бизнес. Также правительство лишится возможности проводить необдуманное повышение сборов без обязательной процедуры по оценке регулирующего воздействия и обсуждений в Государственной Думе. Также передача полномочий по администрированию прочих платежей Федеральной налоговой службе повысит их собираемость так, как повысила собираемость страховых сборов в социальные фонды передача налоговой службе соответствующих полномочий. На данный же момент собираемость многих сборов находится на крайне низком уровне. Например, в 2017 году при плане сборов по экологическому сбору в 6,5 млрд. рублей удалось собрать только 1,5 млрд. рублей.
- Необходимо провести аудит каталогизированных сборов и уменьшить их количество. Совокупная налоговая нагрузка не должна превышать 40% от прибыли предприятий.
- Необходимо ввести систему сквозного налогообложения со ставкой в 20% — 23% от полученных дивидендов вместо налога на прибыль с подоходным налогом на дивиденды. Для того чтобы избежать уклонения бенефициарами от уплаты налогов в иных юрисдикциях, данный налоговый режим должен быть применим только для компаний, как минимум на 85% принадлежащих резидентам РФ. Эта мера не только простимулирует увеличение инвестиций в модернизацию, но также сгладит переход предприятия от статуса малого к статусу среднего. В результате государство получит увеличение числа более контролируемых средних предприятий. В случае с добывающими компаниями нефтегазового сектора, использующих недра России, снижение налогов на прибыль может быть компенсировано увеличением налога на добычу полезных ископаемых
- Налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц должны быть зафиксированы на прежнем уровне (18% и 13 % соответственно) минимум на 10 лет.
- Необходимо провести реформу межбюджетных отношений. 50% от собранного НДС должны перераспределяться в бюджеты субъектов РФ. На данный момент 52,82% от всех собранных налогов уходят в федеральный бюджет. Вследствие этого, субъекты РФ лишаются значительной части своих доходов и возможности самостоятельно развиваться, дожидаясь субсидий, дотаций и субвенций из федерального бюджета, которые приходят с задержкой, создавая кассовый разрыв. В итоге на данный момент 73 региона нуждаются в финансовой поддержке, а безвозмездные поступления составляют лишь17,67% от доходов регионов. Перераспределение 50% НДС закроет потребность регионов в поддержке центра и даст местным властям стимул к развитию.
- Необходимо ввести систему мотивации увеличения численности сотрудников и модернизации производства. В случае увеличения количества штатных сотрудников за предыдущий отчётный период более чем на 10%, проведения НИОКР и модернизации производства, должно следовать снижение налога на дивиденды за текущий отчётный период.
[4]по данным итогов работы системы, опубликованных в феврале 2018 года и феврале 2017 года