Экономика страны
30/5/2018
Лидер движения «Новая Россия», директор Института актуальной экономики Никита Исаев рассказал, от чего зависят цены на бензин и когда они снизятся
Такого же мнения придерживается и директор Института актуальной экономики Никита Исаев, который помог «ВМ» разобраться в реальных причинах скачка, дал прогноз дальнейшего поведения цен на топливо и предложил выход из ситуации.
— Никита Олегович, с чем все-таки связано последнее повышение цены на бензин?
— После того, как президент занял свой пост и назначили новое правительство, цены закономерно принялись расти. Наложились снижение объёмов производства из-за внепланового ремонта некоторых НПЗ, рост цен на нефть и традиционный сезонный рост спроса.
— Почему в России, нефтяной стране, цена на бензин такая высокая?
— Факторов множество: начиная с неэффективной разработки нефтяных месторождений, зависимости от импортных технологий, неэффективных устаревших НПЗ и заканчивая самым главным, который заключается в том, что крупнейшие сырьевые компании с госучастием просто самоустраняются от процесса экономического развития страны. На внутреннем рынке фактически отсутствует конкуренция – к нам не завозят нефть из разных стран, и выбирать не из чего. Сырьевые компании пользуются таким положением и стараются увеличить свою прибыль любыми способами: если мировые цены на нефть растут, то к ним привязывают и внутренние цены на топливо, если мировые цены на нефть падают, то стараются за счёт внутреннего рынка компенсировать недополученную прибыль, тоже повышая цены.
— Что нужно сделать, чтобы цена на бензин у нас была такой же низкой, как в нефтяных арабских странах? Это вообще возможно?
— Есть два действенных варианта: либо жёсткая конкуренция, как в США, либо полная национализация добывающих компаний, как в Саудовской Аравии. Первый вариант у нас невозможен. Во-первых, действующие очень влиятельные добывающие компании не пустят на рынок новых игроков, а во-вторых, только очень крупным компаниям по силам разрабатывать труднодоступные месторождения. В США всё намного проще: доступность месторождений позволяет минимизировать расходы и, если добыча перестаёт быть выгодной, консервировать буровые до лучших времён. Так что остаётся только второй вариант, благодаря которому можно будет снять коммерческую составляющую с продаж сырья внутри страны.
— Есть ли предел роста цены на бензин? Или она может увеличиваться бесконечно?
— Ещё не так давно, в 2012 году, казалось, что вот-вот цена литра 95 бензина достигнет 30 рублей, и это будет предел, после которого люди начнут устраивать митинги и требовать справедливости. Но нет, все продолжили заправляться. Потом ждали предела уже 40 рублей за литр. Но и после этого ничего не случилось. Теперь ждём такого же предела у 50 рублей за литр… Ситуация усугубляется тем, что в России автомобиль – это необходимое средство передвижения. Огромная территория страны просто вынуждает людей пользоваться своими машинами, а логистические компании — грузовыми автомобилями. Так что спрос на топливо стабилен в любых условиях. Рост цен конечно, не бесконечен, но запас прочности у людей, как показывает опыт, ещё есть.
— Как реально можно регулировать цены на топливо?
— В первую очередь должна активно работать ФАС: цены на бензин растут синхронно у всех производителей во всех регионах. Достаточно подозрительная ситуация. Во-вторых, необходимо ограничить повышение акцизов. Предстоящее снижение – это исключение в длинной череде повышений. Также появление большего количество независимых НПЗ могло бы помочь регулировать цены, но в наших условиях, пока что, увы, это нереально.
— Какие прогнозы?
— Летом возможно снижение цен на бензин из-за снижения акцизов. Но, в лучшем случае, цены опустятся на 2 рубля. Это всё равно на полтора рубля больше апрельских цен. Далее же рост цен возобновиться, но не скачком, как сейчас, а традиционно плавно. Никаких предпосылок для изменения ситуации и поведения добывающих компаний с НПЗ нет.
Источник: