Наши инициативы
18/12/2018
Экономические, политические и социальные итоги 2018 года: как Россия и ее население переживают кризис всех этих сфер
ЧАСТЬ II. Социальная сфера
2018 год для социальной сферы в России выдался непростым. Снижение доходов населения ведёт к спаду рождаемости, остаются нерешёнными многие важные вопросы вроде переселения людей из ветхого и аварийного жилья, регионы страдают от снижения доступности медицины, в ряде регионов не решены проблемы с губительным алкоголизмом. А ещё в обществе возрастает напряжение из-за усиливающегося расслоения в обществе. Согласно опросам ВЦИОМ, 28% россиян считают, что за последний год уровень социальной справедливости снизился. 32% опрошенных считают, что власти скорее препятствуют социальной справедливости в обществе, а 30% убеждены, что власти никак не влияют на справедливость общества.
Рассмотрим основные проблемы социальной сферы в России, которые привели в 2018 году к такому негативному мнению россиян о социальной справедливости.
1. Бедность
Главная проблема социальной сферы – это, по-прежнему, бедность населения. Согласно опросам РАНХиГС, в зоне потребительского комфорта себя ощущают только 28,3% россиян. В зоне же бедности, по оценке РАНХиГС, в РФ живут 22% (порядка 32 млн) россиян. Эта категория людей не может позволить себе приобретать продукты сверх необходимого базового набора (то есть самые дешёвые продукты и самые необходимые лекарства). Еще порядка 35,6% граждан РФ оказались в зоне потребительского риска. Их доходов хватает на питание и одежду, однако покупка предметов длительного пользования вызывает крайние сложности. Вместе с этим в 2018 году Россия обогнала Латинскую Америку по уровню неравенства. Из ежегодного отчёта World Wealth Report от Credit Suisse, по состоянию на середину 2018 года, 1% богатейших россиян контролировали 57% всего богатства в стране. Для сравнения: в Индии 1% богатейших людей владеет 51% богатства, в Бразилии – 43%, в Китае – 35%, в США – 33%, в Канаде, Великобритании и Италии – 25%, во Франции – 20%, в Японии – 19%. Впереди только Таиланд. Простые люди беднеют, а с начала 2018 года общее состояние 24 самых богатых миллиардеров России стало больше на 13,96 млрд долларов, и на 1 августа 2018 года составило 271,2 млрд долларов.
Официальные данные о средней зарплате в России совершенно не отражают реальную ситуацию даже если оставить в стороне сам вопрос методики подсчёта средней зарплаты. В сентябре 2018 года средняя зарплата, по оценке Росстата, выросла до 41 774 рублей – неплохо, но большинство людей о таких деньгах могут только мечтать. Основная причина – слишком большой уровень неравенства в зарплатах между различными регионами. Так, в Москве средняя зарплата составляет 77 274 рубля, в малочисленном Ненецком АО (44 тыс. человек) – 75 788 рублей, в Якутии – 65 605 рублей, в Камчатском крае (315,5 тыс. человек) – 72 423 рубля, в Магаданской области (114,1 тыс. человек) – 82 790 рублей, в Чукотском АО (49,3 тыс. человек) и вовсе 91 482 тыс. рублей. То есть в России есть хорошие зарплаты, но их получает слишком малая доля населения. Однако они оказывают сильное влияние на те самые показатели средней зарплаты.
В России куда больше регионов с доходами меньше средних. По итогам сентября, по данным Института актуальной экономики, в 67 субъектах РФ из 85 средняя зарплата по региону оказалась ниже средней по России. Причём в 31 регионе средняя зарплата не дотягивает даже до 30 тыс. рублей в месяц. И это показатель средней номинальной начисленной заработной платы, то есть из этих денег ещё необходимо вычитать и 13% НДФЛ. И с учётом налога выходит, что менее 30 тыс. рублей на руки получают в 53 регионах! И это не только республики Северного Кавказа с традиционно низкими доходами, но и чернозёмные Орловская и Брянская области, промышленная Ульяновская область, развитая Нижегородская область, близкая к Москве Владимирская область…
Намного точнее ситуацию в стране показывает не средняя, а медианная зарплата, которая учитывает численное распределение людей. Это самая середина доходов: половина занятых людей получают зарплату меньше медианной, а половина – больше. По итогам прошлого года медианная зарплата была на 27,6% меньше средней. Выходит, что медианная зарплата по итогам сентября 2018 года в России должна быть, по подсчетам Института актуальной экономики, на уровне 30 200 рублей (26 300 рублей на руки). Половина людей в стране получает меньше 26 300 рублей в месяц (393 доллара) Вот это значение намного ближе к реальности, хоть и на 37% меньше показателей, которыми гордятся чиновники. Однако по итогам года медианная зарплата может быть ещё ниже из-за растущего неравенства в обществе.
Рассчитывать на рост благосостояния в 2019 году также не приходится как минимум изза принятого в 2018 году решения поднять НДС 1 января 2019 года с 18% до 20%. повышение НДС с 18% до 20% исходя из запланированных объёмов поступлений в федеральный бюджет, может привести к снижению покупательной способности населения в среднем на 2%. Фактически каждый среднестатистический россиянин отдаст государству более 4200 рублей в год. Для людей, находящихся в зоне бедности, это нанесёт непоправимый удар по личному бюджету.
2. Пенсионное обеспечение
Большой удар по социальной сфере страны нанесло принятое правительством решение о повышении пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Особенно опасна эта мера в совокупности со снижением реальных располагаемых доходов населения.
Следующая проблема повышения пенсионного возраста связана с ухудшением материального положения людей предпенсионного возраста. Повышение пенсионного возраста каждые два года на один год до достижения планки в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин приведёт к тому, что люди, попавшие под повышение пенсионного возраста, в первый год реализации программы недополучат 164,4 тыс. рублей (исходя из оценки ПФР средней пенсии в 13,7 тыс. рублей). При каждом последующем поднятии планки эта сумма будет 41774 36343 30200 26300 20000 25000 30000 35000 40000 45000 Зарплаты: от номинальных к реальным Номинальная начисленная зарплата Номинальная начисленная зарплата — НДФЛ Медианная зарплата Медианная зарплата — НДФЛ соответственно кратно увеличиваться.
По состоянию на 1 января 2017 года, по данным Росстата, в России проживало 918,3 тыс. мужчин и 1,166 млн. женщин предпенсионного возраста (59 лет и 54 года соответственно). Итого за год на пенсию выходит до 2 млн. человек. В случае принятия решения о повышении пенсионного возраста на один года каждые два года, для экономики страны, по оценке Института актуальной экономики, это означает сокращение доходов населения примерно на 82,2 млрд. рублей только в первый год реализации программы.
Повышение пенсионного возраста также будет вынуждать людей предпенсионного возраста позже увольняться с работы, чтобы компенсировать недополученные доходы. Ситуация усугубляется инициативой правительства ввести уголовную ответственность за увольнение и неприём на работу людей предпенсионного возраста. Это только усилит проблемы с молодёжной безработицей и усложнит привлечение предприятиями молодых специалистов. Проблема безработицы среди молодёжи и без того стоит остро: по данным Росстата, 18,7% безработных – люди в возрасте до 25 лет. Всего же работающие пенсионеры, по данным Росстата, за 2017 год составляют 34,5% от всех работников. Причём больше всего среди работников женщин начального пенсионного возраста (55 – 59 лет): 11,9% от всех работников в 2017 году. Мужчины же начального пенсионного возраста (60 – 64 года) составляют 7,1% от общего числа работников.
3. Демография
Основная тенденция 2018 года – снижение рождаемости и рост смертности. За 9 месяцев 2018
года, по данным Росстата, родилось 1,21 млн. детей, что на 61,6 тыс. меньше, чем за аналогичный
период 2017 года. А умерло 1,383 млн. человек, что на 5,6 тыс. больше прошлогоднего
показателя. Таким образом, естественная убыль населения, согласно расчетам Института
актуальной экономики, выросла на 63,3% и составила 173,4 тыс. человек.
Характер рождаемости в России кардинально отличается и от развитых западных стран, и от азиатских. В Азии (за исключением Японии и Сингапура) и Африке рождаемость стабильно высокая, не зависимо от уровня жизни и доходов домохозяйств. Если правительства и предпринимают меры по регулированию рождаемости, то они направлены на её сокращение. В Европе другая крайность: рождаемость стабильно низкая даже несмотря на высокий уровень жизни. А в России уровень рождаемости нестабилен и напрямую зависит от экономической обстановки. Каждый экономический кризис сопровождается спадом рождаемости. И по итогам 9 месяцев 2018 года рождаемость опустилась с 11,6 до 11 младенцев на 1000 человек населения. Это уровень примерно 1992 года и в 2 раза меньше показателей 1950-х годов.
К слабым показателям рождаемости приводят не только низкие доходы населения, но и непродуманная система материального поощрения. Кроме того, что поддержка предусмотрена только для семей со вторым и последующими детьми, так ещё и материнский капитал, индексация которого пока заморожена, практически невозможно тратить на текущие нужды ребёнка. На получение ежемесячных выплат из материнского капитала могут претендовать семьи с доходами, не превышающими 1,5 прожиточного минимума на человека (точное значение прожиточного минимума зависит от региона проживаниz, а среднее значение по России в III квартале – 10 451 руб.). А ведь именно невозможность обеспечивать текущие потребности (детское питание, одежда, коляски, прочие детские товары) является основной преградой для рождения ребёнка.
4. Здравоохранение
Отечественная система здравоохранения давно уже не может считаться гордостью страны. В 2016 году Россия в авторитетном рейтинге стран по уровню здоровья населения от The Lancet находилась на 119 месте из 188 возможных. И значимых перемен к лучшему с тех пор не было. Согласно исследованиям Фонда независимого мониторинга «Здоровье», в 2018 году 57% врачей отмечают снижение доступности и качества медицинской помощи. 78% опрошенных медработников отметили дефицит кадров. Официально правительством дефицит врачей оценивается в 22,5 тыс. человек, это лучше прошлогодней оценки в 27 тыс. человек, однако проблема далека от решения.
Особенно остро стоит вопрос дефицита врачей в сельской местности. Принятая ранее программа «Земский доктор», призванная завлечь молодых специалистов в сёла и деревни, даёт сбои. Врачи иногда просто не получают обещанный миллион рублей, как это случилось, например, в Добрянке Пермского края. Иногда сказывается нежелание местных властей заниматься данной проблемой, а иногда проблема в дефиците региональных бюджетов. Как бы там ни было, но региональные власти стараются переложить решение этого вопроса на федеральный уровень. Например, об этом открыто заявлял врио губернатора Псковской области: «нужны другие меры поддержки — давайте поднимать вопрос на федеральный уровень».
Система здравоохранения сталкивается с дефицитом во всём. Особенно ярко эта проблема проявилась в 2108 году после жалобы Президенту РФ на отсутствие лекарств в больнице г. Струнино Владимирской области. Однако, приобретение элементарных лекарств за счёт пациентов и самих врачей – не единичный случай. Такая практика стала нормой повсеместно.
Скорая помощь также испытывает острый дефицит кадров. Например, в Новгородской области (это один из регионов-аутсайдеров по уровню смертности) в среднем приходится по 0,5 врача на каждую станцию скорой медицинской помощи. На некоторых станциях врачей нет вовсе! Показатели оказания медицинской помощи — соответствующие: в России в среднем на 1000 жителей скорая оказывает помощь 10,7 людям, а в Новгородской области — только 1,8 человеку.
Есть две основные причины у этого тотального дефицита: недофинансирование и неэффективные расходы. Счётная палата отчиталась, что в прошлом году 43% запланированных расходов на медицину из бюджетов субъектов РФ не были доведены до медучреждений, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что 40% — 60% расходов на медицину в России неэффективны: часто деньги тратятся на приобретение оборудования, на котором некому работать, зарплаты руководящего состава многократно превосходят зарплаты лечащего персонала.
Однако, несмотря на очевидные недостатки многоканальной и неконтролируемой системы финансирования медучреждений из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципалитетов и Фонда ОМС, в 2018 году никаких реформ проведено не было. Также сохранилось неравномерная доступность медицины и перекос в сторону стационарного лечения при неразвитой системе диагностики заболеваний на ранней стадии.
5. Миграция
Проблема восприятия местными жителями и интеграции в общество трудовых мигрантов стоит уже давно. Однако в 2018 году был зафиксирован рост ксенофобских настроений в российском обществе. Так, , 30% респондентов ответили, что не хотели бы видеть в стране «выходцев из Средней Азии». А ведь именно из стран этого региона приезжает в Россию больше всего трудовых мигрантов. Только Узбекистан, Таджикистан и Киргизия обеспечивают 67,1% (36,6% мигрантов даёт Узбекистан, 19% Таджикистан и 11,5% приходится на Киргизию миграционного потока из стран СНГ.
Однако у России есть потребность в трудовых мигрантах из-за дефицита рабочей силы и потребности предприятий в снижении расходов. Особенно это актуально для сферы строительства: там мигрантов, по оценке ЦСР (Центр стратегических разработок), в 4,4 раза больше, чем россиян. Только нынешняя законодательная база не способствует легальному оформлению трудовой деятельности мигрантов и их равноправной интеграции в общество. По оценке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), две трети иностранцев, въехавших в Россию с целью устроиться на работу, не оформили патент. Таким образом, в нашей стране может находиться порядка 3 млн. нелегальных мигрантов. Такое положение дел не может не вызывать социального напряжения.
В 2018 году произошло несколько изменений для трудовых мигрантов, которые могут увеличить долю нелегальных работников и ещё сильнее маргинализовать сообщество мигрантов. Во-первых, с начала 2018 года подорожали патенты на трудовую деятельность. Так, например, в Москве, стоимость патента выросла с 4 200 до 4 500 рублей, в Московской области – с 4 000 до 4 300 рублей, в Санкт-Петербурге – с 3 000 до 3 500 рублей. А самый дорогой патент — в Ямало-Ненецком автономном округе – 8 354 рубля в месяц.
Также с июля 2018 года вступили в силу поправки к 163-ФЗ, которые обязуют работодателя регистрировать мигрантов не на юридический адрес предприятия, а в том месте, где фактически живут мигранты. Причём нигде в ином месте мигранты жить не могут. Попытка сменить место фактического жительства чревато депортацией. То есть создаются «резервации» для трудовых мигрантов и предпосылки к нелегальному трудоустройству, что ведёт к озлоблению и со стороны мигрантов, и со стороны местных жителей. И опыт России прошлых лет, и европейский опыт показывают, что конфликты на социальной почве могут принимать очень серьёзный оборот.
6. Обманутые дольщики
Вопрос обманутых дольщиков – это отдельная большая социальная проблема современной России, требующая пристального рассмотрения. Официально в стране насчитывается порядка 34 тыс. обманутых дольщиков, в Госдуме называют цифру порядка 130 тыс. человек, представители страховых компаний, занимающихся страхованием ответственности застройщиков, оценивают количество обманутых дольщиков в 200 тыс. человек.
Дело в том, что в России обманутому дольщику очень непросто получить официальное признание в качестве пострадавшего. Наличие сейчас закона 214-ФЗ не гарантирует того, что все договоры заключены в соответствии с ним. Кто-то покупал квартиру по предварительному договору, кто-то вступал в ЖСК и официально считается не дольщиком, а пайщиком, кто-то покупал квартиру через цепочку посредников, переуступающих право собственности, и не имеет прямого отношения к застройщику. А в некоторых регионах местные власти активно препятствовали включению дольщиков в соответствующие реестры для создания благоприятной статистики по региону. В любом случае, официальная статистика имеет весьма отдалённое представление о реальном количестве пострадавших.
2018 год выдался крайне неоднозначным с точки зрения решения проблем дольщиков. На эту проблему неоднократно обращал внимание Владимир Путин, что придало Минстрою стимулов к поиску решения проблем. Однако это не привело к появлению дорожных карт даже по ключевым проблемным объектам. Как положительный момент стоит признать решение передавать федеральные земли субъектам РФ, чтобы региональные власти могли ими расплачиваться с застройщиками, которые берутся завершить строительство. В 2018 году, в сентябре, была одобрена передача федеральных земель на региональный уровень в пяти регионах: в Брянской, Вологодской, Новосибирской областях, Удмуртии и Татарстане. Всего выделили 247 га земли. Позже к этому списку добавился ещё Приморский край. Но 6 регионов из 68, в которых есть проблемы с дольщиками – это все равно слишком мало для решения проблемы всероссийского масштаба. Данная мера стимулирует региональные власти включать обманутых дольщиков в соответствующие реестры, помогает находить новых застройщиков, но никак не решает проблемы людей, чьи договоры не соответствуют 214-ФЗ. Они, попрежнему, остаются в тени.
Также в самом конце 2018 года началось рассмотрение в Государственной Думе очень опасных поправок к 218-ФЗ и 214-ФЗ. Они позволяют застройщикам передавать дольщикам жильё, отличающееся от того, что указано в договоре, упрощают процедуру банкротства застройщика (это может привести к умышленным банкротствам со стороны госорганов), а также фактически позволяют арбитражным управляющим, назначенным госкомпанией ДОМ.РФ, принимать решение об изъятии денег у страховых компаний и направлении их либо на выплаты компенсаций дольщиками, либо на завершение строительства.
Эти поправки создают колоссальный потенциал для коррупционной составляющей: банкротом может быть признан практически любой благонадёжный застройщик, а его объект незавершённого строительства передан другой компании. Также принудительное изъятие средств у страховых компаний приведёт к их массовому банкротству, а это значит, что всем дольщикам денег может не хватить. В лучшем случае, строительство порядка 1500 объектов (по оценке страховой компании «Респект») может быть задержано. В худшем – остановлено, а люди останутся ни с чем.
Выплата арбитражными управляющими дольщикам компенсаций за счёт средств, изъятых у страховщиков, также не решит проблем людей. Эти выплаты не покрывают всех расходов, которые несёт дольщик в ходе ожидания квартиры (проценты по ипотеке, оплата арендного жилья). И этой суммы будет недостаточно для приобретения равнозначного жилья. Кроме естественного роста цен, в будущем году цены на жильё вырастут из-за перехода на новые правила долевого строительства. Во-первых, на строительном рынке резко снизится конкуренция из-за жёстких требований к застройщикам. Во-вторых, застройщики не смогут использовать средства дольщиков и будут вынуждены привлекать банковские займы по ставкам от 5%. В-третьих, будут повышены тарифы на страхование ответственности. ДОМ.РФ отмечает, что нынешняя ставка в 1,2% от стоимости объекта для безубыточной работы «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства», возможна только при ставке в 6,7%. В-четвёртых, повышение НДС с 1 января 2019 года ведёт к росту цен на 1,7%. Таким образом, в 2019 году цены на недвижимость в новостройках имеют потенциал роста минимум на 10%.
Решая одну проблему, власти собственноручно создают другие, ещё большие. Таким образом, социальное напряжение в обществе среди обманутых дольщиков в 2018 году так и не было снято, зато были созданы предпосылки для его усиления в следующем году.
7. Экология
Несмотря на то, что годом экологии был назначен 2017 год, 2018-й вскрыл ещё больше проблем в этой сфере. Особенно ярко проявились проблемы с вывозом, хранением и утилизацией твёрдых бытовых отходов. Мусорная тема стала самой «взрывоопасной» точкой для российского общества.
В начале года громче всего прозвучала Московская область с отравлениями людей вредными веществами из-за полигона в Волоколамске. После этого губернатор Московской области был вынужден объявить о закрытии в регионе за последние 5 лет 24 из 39 полигонов. Однако это не стало решением всех проблем. Митинги всё равно прошли Балашихе, Дмитрове, Клину, Красноармейске, Сергиевом Посаде, Черноголовке, Серпухове, Шатуре и других городах. Люди были недовольны либо тем, что мусор стало просто некуда вывозить, либо тем, что в соседних регионах собираются открыть новые полигоны, и они будут вблизи подмосковных городов. Подобный митинг проходил в Черноголовке из-за планов организации полигона в селе Филипповское Владимирской области площадью 1200 га.
Вообще экспорт московского мусора, который раньше принимала Московская область, стал самой больной темой в сфере экологии в уходящем году. Против него устраивали митинги в г. Ярославле, в г. Александрове Владимирской области, в республике Коми, но главным событием стал согласованный митинг в Архангельске, собравший 5,5 тыс. человек. Всего же в Архангельской области на улицы 2 декабря вышло порядка 30 тыс. человек. Ни одно другое событие не вызывало столь бурной реакции населения.
Однако в России и без московского мусора хватает проблем. В Самарской области присутствуют большие трудности с регулированием мусорных потоков. Область удерживает лидерство по числу нелегальных свалок: даже после двухлетней работы по ликвидации свалок, их всё равно осталось более 500. Челябинская область успела в 2018 году отличиться и мусорными коллапсами в Челябинске с Магнитогорском и неконтролируемыми пожарами на полигоне.
В Челябинске в сентябре образовался настоящий мусорный коллапс: его просто не успевали вывозить из города. Проблему попытались решить путём переброса мусороуборочной техники из Магнитогорска в Челябинск. Но это привело к переполнению отходами магнитогорских дворов. А почти что перманентный пожар на полигоне Полетаево стал решением проблемы наполнения полигона. Только в течение осени было зафиксировано 7 пожаров на полигоне под Полетаево. Продолжаются они и в декабре.
Не меньше проблем в Челябинске и с выбросами местных металлургических и химических предприятий. ЧМЗ продолжает создавать в городе режим «чёрного неба» (неблагоприятные метеоусловия), система очистки НПП «Нихром» работает только на 20,5% и пропускает в атмосферу вредные вещества, энергокомпания Фортум продолжает увеличивать объёмы вредных выбросов в атмосферу. Всё от того, что наказание за нарушение правил чисто формальное. Так, Челябинский завод современных конструкций оштрафовали на 20 тыс. рублей, НПП «Нихром» за неработающую систему очистки — на 210 тыс. рублей. Платить штрафы дешевле и выгоднее, чем модернизировать производство и эксплуатировать системы очистки. К тому же практикуется включение очистных сооружений и сокращение объёма выпуска продукции в дни посещения области федеральными чиновниками. В итоге за 8 месяцев 2018 года в Единую дежурно-диспетчерскую службу Челябинска поступило на 140% обращений с жалобами на загрязнённую атмосферу больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С подобными проблемами загрязнения атмосферы также сталкивается Красноярск. Однако местные власти предпочитают просто игнорировать проблему.
Комментарий директора Института актуальной экономики Никиты Олеговича Исаева:
«Все вышеперечисленные проблемы – это потенциально опасные точки социальных взрывов. Причём очень сложно предсказать, какая из проблем станет запалом, а какая приведёт к повсеместным и неконтролируемым народным выступления. По состоянию на конец 2018 года, очевидно, пока громче остальных бьет в набат «мусорная» тема.
В России народ привык долго терпеть, однако запас прочности, как это стало видно по массовым митингам в Архангельской области, иссякает. Люди сейчас не видят ни гарантий стабильного дохода, ни комфортных условий проживания. Люди видят только нарастающую социальную несправедливость, и это многих раздражает. Да, в 2018 году «выстрелила» мусорная тема, а в 2019-м точка невозврата может быть пройдена и в любом другом направлении».
7. Рекомендации экспертов Института актуальной экономики
Проблемы социального характера в России очень разноплановые. Нет единого рецепта для того, чтобы сделать людей счастливыми. Однако немалая часть социальных проблем, особенно касающихся бедности, может быть решена проведением экономических реформ, описанных в первой части доклада. Но есть важнейшие ключевые проблемы, которые требуют оперативного решения. В связи с этим, Институт актуальной экономики рекомендует провести следующие реформы, направленные на повышение благосостояния населения:
a. Перейти на централизованную систему финансирования здравоохранения через Фонд ОМС. Это повысит прозрачность денежных потоков в системе здравоохранения и позволит исключить случаи, когда 43% средств из бюджетов субъектов РФ не доходят до медучреждений. Также централизация финансирования поможет ликвидировать перекосы в финансировании из разных источников и повысит качество медицинской помощи населению.
b. Разработать и принять федеральную программу повышения доступности медицины. До недавнего времени проводилась политика сокращения количества медучреждений и врачей ради повышения качества обслуживания. Однако это привело только к снижению доступности медицины не только в малых и отдалённых населённых пунктах, но и в крупных городах. Медицина должна быть доступной повсеместно.
c. Разрешить целевые траты как минимум 50% материнского капитала на текущие нужды ребёнка. Эта мера придаст уверенности молодым семьям и позволит заводить ребёнка даже при небольших текущих доходах.
d. Внедрить программу материальной поддержки матерей, родивших первого ребёнка. Эта мера призвана повысить рождаемость: нынешние программы нацелены только на второго и последующего ребёнка и никак не стимулируют бездетные семьи.
e. Отменить обязательную регистрацию мигрантов по месту жительства и перейти на электронный формат учёта. Электронный учёт без жёсткой привязки к месту жительства снизит коррупционную составляющую в отношениях между мигрантами и МВД, а также простимулирует легальное оформление трудовых мигрантов, улучшив контроль за миграционными потоками.
f. Отменить рассматриваемые поправки к 218-ФЗ и 214-ФЗ. Ни в коем случае нельзя допускать увеличение количества проблемных объектов и дольщиков, не получивших свои квартиры. Условия работы застройщиков и страховых компаний должны быть неизменными, как минимум до 1 июля 2019 года, когда долевое строительство фактически будет отменено.
g. Приравнять к обманутым дольщикам и внести в соответствующие реестры пострадавших от мошеннических действий застройщиков, действующих не в соответствии с 214-ФЗ. Это позволит составить реальную картину о количестве пострадавших от неблагонадёжных застройщиков и разрабатывать соответствующие дорожные карты по решению проблем.
h. Обязать крупные промышленные предприятия установить автоматические системы мониторинга за вредными выбросами, а результаты мониторинга сделать доступными для всех желающих в целях осуществления общественного контроля.
i. Повсеместно внедрять раздельный сбор мусора с соответствующим контролем и разработать программу распространения мусороперерабатывающих заводов с привлечением частных инвесторов.