Экономика страны
15/6/2018
Борьба за цены на бензин
Всего же объём господдержки НПЗ в 2005 – 2016 годах в пять раз превысил объём инвестиций в модернизацию (по данным Vygon Consulting ежегодные инвестиции в модернизацию НПЗ в период 2011 – 2017 гг оцениваются в 300 млрд. рублей). А цены на топливо, искусственно подогретые дефицитом, — лишь инструмент в борьбе за наиболее комфортные и выгодные условия работы. Игроки рынка уже не раз грозились дефицитом и резким ростом цен на бензин в случае проведения налогового манёвра, причём такие предупреждения начали звучать ещё три года назад. Вот, собственно, угроза и приведена в действие. Решение о завершении налогового манёвра в 2024 году принято, и цены на бензин резко пошли вверх. То есть на данный момент, победа остается за бизнесом, а никак не за правительством, которое в очередной раз уговаривает народ держаться и не поддаваться панике.
У простых людей после прослушивания очередных мантр правительства снова создается впечатление, что им «заговаривают зубы» в надежде, что недовольство рассосется само собой и народ просто привыкнет. Почему раздавая клятвенные обещания не допустить очередного повышения цен, тот же Козак не говорит хотя бы о примерной схеме работы кабмина? О каких совместных решениях идёт речь? С кем будет работать правительство, и с кем будет обсуждать выход из сложившейся ситуации? С крупнейшими игроками, которые пекутся, в первую очередь, о собственном благополучии, прикрываясь статусом «госкомпания»?
При этом россиянам не следует возлагать больших надежд и на ФАС, которая обязана контролировать цены. Почему? Потому что, слишком сильны в нашей стране позиции топливных компаний, и они владеют слишком мощными рычагами влияния на рынок и на людей, от которых зависит принятие решений.
Как можно выйти из сложившейся ситуации сейчас? Есть минимум два варианта. Это либо полная национализация стратегически важного сырьевого сектора по примеру Саудовской Аравии, и тогда цены будет устанавливать государство, либо, наоборот, дробление и приватизация ради создания реальной конкуренции на топливном рынке, как в США. В российских реалиях, по моему мнению, наиболее удачным станет первый вариант. Но вот готово ли правительство к этому шагу? Ведь тогда чиновникам придётся буквально вынимать изо рта олигархов кусок сладкого пирога с вишенкой, с коим последние совершенно не готовы расстаться.
Источник: