Мнения экспертов
30/5/2018
Есть ли шанс спасти бьющийся в конвульсиях российский малый бизнес?
Новые майские указы президента заставили правительство вспомнить о том, что в стране еще жив недобитый сектор малого и среднего предпринимательства. В правительстве вновь вспомнили о том, что в стране всё ещё теплится сектор малого и среднего предпринимательства. Вспомнили, что этот малый и средний бизнес (МСБ) играет одну из ведущих ролей в развития экономики, что именно здесь генерируется основная часть новых рабочих мест и пресловутого «среднего класса» с хорошей покупательной способностью, столь необходимой в кризисный период. Все всё понимают, но каждый раз отмахиваются от МСБ, как от назойливой мухи: тут бы с санкционным давлением на компании-гиганты разобраться, да высоким ценам на нефть успеть порадоваться…
И вот, получив пендаль в виде майских указов (как же без этого начать работать?) Минэкономразвития представило свой вариант поддержки малого и среднего бизнес: расширение финансовой поддержки и оказание помощи предпринимателям-непрофессионалам.
Основной упор в пакете предложений был сделан на развитие программы «6,5». Суть её в получении льготных кредитов под 6,5%. Но есть один нюанс: кредиты под 6,5% получают не сами предприниматели, а банки, которые участвуют в этой программе. Предприниматели довольствуются в лучшем случае ставками порядка 9,6% — 10,6%. Это уже совсем не то, о чём можно мечтать, увидев название программы.
Можно обвинить во всем жадные банки, спешащие нажиться на льготных кредитах. Но это не совсем объективно. Проблема в том, что ЦБ считает малый и средний бизнес крайне ненадёжным заёмщиком. Стоит только регулятору «чихнуть», и компании начнут банкротиться одна за другой. В результате ЦБ требует от банков создавать резервы в объёме 75% от выданных МСБ кредитов.
В итоге, даже если представить, что среднестатистический представитель. МСБ смог разобраться со всеми запутанными правилами предоставления поддержки, занимается подходящим видом деятельности (производством), нашел один из 45 банков, участвующих в программе, то всё равно не факт, что удастся получить кредит. Ведь объёмы поддержки крайне малы.
В прошлом году предприниматели получили льготных кредитов на 175 млрд. рублей. Сумма на первый взгляд неплохая, но кредиты для бизнеса – это не излишество, а обычный инструмент ведения дел, поэтому в прошлом году, по данным ЦБ, предприниматели всего получили кредитов на 5,98 трлн. рублей. То есть льготные кредиты составили только порядка 3% от всего портфеля. С таким объёмом даже невозможно достоверно оценить эффективность такой меры поддержки.
И вот Минэкономразвития выдал предложение об увеличении числа банков-участников программы льготного кредитования (практически каждый второй банк должен входить в эту программу) и снижении требований к банкам по созданию резервов. Ещё должны быть созданы центры «Мой бизнес», аналогичные центрам «Мои документы». Вхождение новых банков в программу теоретически должно повысить доступность льготных кредитов и создать дополнительную конкуренцию, а снижение требований к резервам должно помочь банкам снижать ставки по кредитам. Это всё хорошие и правильные меры (особенно про резервы), но они никак не решают проблему малых объёмов финансирования. Сколько бы банков во всем этом ни участвовало, как бы ни было удобно собирать и подавать документы это всё не будет работать, если льготные кредиты не достигнут хотя бы 10% от общего объёма выданных кредитов.
Также МЭР предлагает реформировать Банк МСП – основной институт финансовой поддержки предпринимателей. По задумке Банк МСП будет переориентирован на проектное финансирование стартапов и инновационных компаний. А это уже близко к созданию венчурного фонда. Практика показывает, что венчурные фонды с госфинансированием эффективно работать не способны: инвесторы могут рисковать только собственным частным капиталом.
Но не кредитами едиными мыслит МЭР. В пакете предложений не забыли про развитие бизнес-инкубаторов и поддержку сельского хозяйства. Важность бизнес-инкубаторов сложно переоценить. Во всём мире благодаря им взращивают таланты, которые порой становятся чуть ли не двигателями целых отраслей. Но сейчас эффективность многих из них оставляет желать лучшего. В условиях российской действительности зачастую они просто превращаются в банальные офисные площади без дополнительных преимуществ. По мнению МЭР необходим отельный центр компетенций, ответственный за разработку KPI для региональных бизнес-инкубаторов. А министерством, в свою очередь, под эти KPI будут предоставляться субсидии. Управлять же инкубаторами будут профессиональные коммерческие компании. Всё логично, да и KPI – вещь полезная. Однако и ответственность у разработчиков ключевых показателей очень высокая. Именно от них будет зависеть, будут ли субсидии выкинуты на ветер, или же пойдут на пользу малого и среднего бизнеса. Пока что примеров успешного внедрения корректных ключевых показателей в систему госуправления в нашей стране не было.
Отдельного внимания заслуживают наполеоновские планы Минэкономразвития в сфере сельского хозяйства: хотят создать по всей стране унифицированные центры поддержки, которые станут чуть ли не «скорой помощью» для малого и среднего бизнеса во всей отрасли: смогут подобрать землю, помочь оформить все необходимые документы и вести переговоры с банками, даже смогут помочь выйти предпринимателю на внешние рынки. Здесь, прежде всего, хотелось бы понимать техническую возможность реализации задуманного – ведь это должна быть колоссальная сеть центров с массой высококвалифицированных сотрудников. Где МЭР возьмёт на это деньги – не ясно, ведь и так бюджет поддержки по линии ведомства к 2019 году будет сокращён до 5,02 млрд рублей с 16,9 млрд, которые были в 2015 году.
В общем, мы видим, что при ближайшем рассмотрении, все озвученные амбициозные планы вызывают сомнения в части их реализации. Так что на Минэкономразвития рассчитывать особо не приходится. Но ведь у нас есть специальный институт поддержки малого и среднего бизнеса, который только этим и занимается — Корпорация МСП. Может быть она поможет предпринимателям?
Столько надежд было возложено на эту организацию во главе с Александром Браверманом: Корпорация должна была стать проводником в мир бизнеса для миллионов предпринимателей и поставить экономику на новые рельсы. Но что в итоге? Можно вспомнить разве что сервис по бесплатному созданию сайтов с поддержкой в продвижении. Идея на фоне других хорошо себя зарекомендовавших себя бесплатных сервисов, мягко говоря, не оригинальна. Объединяет Корпорацию и Минэкономразвития то, что они оба борются (или делают вид) с последствиями ранее созданных неблагоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Так не лучше ли просто перестать вставлять палки в колёса? В прошлом году была сокращена программа поддержки, увеличен ЕНВД, повышены различные неналоговые сборы, введён новый курортный сбор, в этом году вели обязательные кассы даже для тех, чьи налоги не привязаны к выручке или доходу, увеличили стоимость патента, повысили социальные сборы, ввели налог на движимое имущество, увеличили объём отчётности, отменили аудиторскую тайну, началась массовая блокировка банковских счетов и прочее, прочее, прочее… Короче, у кабмина словно раздвоение личности. Уж не знаю, чем они там одержимы, но прежде чем продолжать эксперименты над бьющимся в конвульсиях малым и средним бизнесом, не мешало бы перестать для начала его душить. А уж после этого, выйдя из состояния аффекта (а как иначе назвать тот факт, что власть отказывается видеть собственное вредительство), фонтанировать идеями и нововведениями. Пока же все их меры – что мертвому припарка: согласно недавним опросам ВЦИОМ, 63% предпринимателей заметили ухудшение положения их бизнеса, а 23% и вовсе заявили, что им придётся свернуть своё дело. Помогли так помогли.
Автор: Никита Исаев