Концепция программы «Новый Нэп: национальная экономическая политика»
Концепция программы «Новый Нэп: национальная экономическая политика»
Программа «Новый НЭП: Национальная экономическая политика» была разработана в ответ на актуальные вызовы. Предпосылками создания и внедрения экономической программы являются: Отсутствие реальной программы Антикризисного плана у экономического блока Правительства Российской Федерации Необходимость разработки долгосрочной программы социально-экономического развития во исполнение поручения Президента Российской Федерации Поддержка 65% населения России необходимости разработки «Нового НЭП» по данным ВЦИОМ в феврале 2016 года Назревший запрос на обновление спикеров...
30.01.2018
37
0

Москва, 2018. 

 

1. Введение 

В первом чтении новой редакции КоАП Госдумой были приняты поправки, предусматривающие передачу органам власти Москвы и Московской области (в разрезе Москвы это будет Московская автодорожная инспекция) полномочий ГИБДД по рассмотрению нарушений Правил дорожного движения с помощью камер фото- и видеофиксации. Передача полномочий будет сопряжена с расширением использования комплексов фото- и видеофиксации на дорожно-транспортной сети г. Москвы с нынешних 1400 до 1800 – 2000 штук.  Основной причиной расширения применения автоматических комплексов являются показатели, подтверждающие высокую эффективность использования данных средств: в 2016 году в России 71,3% административных постановлений за нарушения ПДД были выписаны именно на основе автоматической фиксации. Всего же в 2016 году комплексы зафиксировали порядка 61 млн административных правонарушений. В ГИБДД отмечают, что «Проведенная оценка влияния средств автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения на состояние аварийности в местах их установки показала положительный эффект: снизилось количество аварий, а главное — число погибших и пострадавших в них людей». Глава московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев также отмечает, что установка камер положительно влияет на поведение водителей на дорогах. По данным ГИБДД, за первые десять месяцев 2016 года количество аварий с пострадавшими в местах установки камер снизилось на 23,7 % — до 492 случаев, а число жертв ДТП сократилось на 38 % — до 31 человека. В целом по Москве аварийность уменьшилась на 11,8 %.  

В связи с этим в данном докладе проведен анализ следующих направлений: 

• Текущее состояние комплекса фото- и видеофиксации в г. Москве; 

• Основные комплексы фото- и видеофиксации, способные фиксировать нарушения Правил дорожного движения в автоматическом режиме, представленные на российском рынке; 

• Отличительные особенности вышеперечисленных комплексов; 

• Особые требования, предъявляемые к комплексам фото- и видеофиксации в условиях городской эксплуатации.     

            

2. Текущее состояние комплекса фото- и видеофиксации в г. Москве. 

На данный момент на дорогах в Москве установлено порядка 1463 стационарных комплексов фото- и видеофиксации. До мая 2017 года в Москве применялись следующие комплексы фото- и видеофиксации: «Стрелка» производства ООО «Строй инвест проект» из Москвы, «Автодория» от одноимённой компании и «Автоураган» производства ООО «Технологии распознавания», г. Москва.  В мае 2016 года московский ЦОДД заключил контракт с ООО «Автодория» на установку 14 комплексов стоимостью 9,4 млн рублей. Однако через год контракт продлён не был, и все комплексы «Автодория», фиксирующие среднюю скорость (располагались комплексы в основном на мостах, путепроводах и в тоннелях), были выведены из эксплуатации.  На текущий момент структура стационарных комплексов, установленных в г. Москве, следующая: 142 комплекса «Автоураган-ВСМ», 500 комплексов «Автоураган-ВСМ2», 349 комплексов «Стрелка СТ», 362 комплекса «Стрелка СТ-П» и 110 комплексов «Стрелка Плюс», не считая единичных экземпляров комплексов других производителей, проходящих тестовую эксплуатацию (таких как «Форсаж», «Интегра» и «Перекрёсток»). 

Запланированное увеличение числа комплексов на 28% - 43% может значительно изменить структуру доходов и расходов города, а также повлиять на безопасность дорожного движения и сокращение числа заторов на городских дорогах.   

 

3. Обзор применяемых комплексов фото- и видеофиксации 

На данный момент в России нет единых стандартов для дорожных комплексов фото- и видеофиксации. На дорогах можно встретить комплексы с радиолокационным определением скорости, лазерным определением скорости, а также комплексы, определяющие скорость, по видеоизображению, которое поступает с камер комплекса.  Также комплексы фото- и видеофиксации обладают различным функционалом в плане определения различных типов нарушений: превышением скорости, пересечение сплошной линии, проезд по обочине, движение на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию и другие, включая не предоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе.  Ниже приведены наиболее популярные в России комплексы с кратким описанием: 

• «Кордон-М» 

НПП «Симикон» выпускает радарный комплекс «Кордон-М», который способен контролировать до четырех полос движения, одновременно фиксируя нарушения в обоих направлениях. Также комплекс может определять скорость в диапазоне от 2 км/ч до 300 км/ч, движение по обочине, автобусной полосе и полосе встречного движения. Эти комплексы требуют стационарной установки либо на специальной опоре, либо на мачте освещения. 

• «Крис» 

Еще один радарный измеритель скорости от НПП «Симикон» — комплекс «Крис», выпускаемая как в стационарном, так и в мобильном исполнении. Стационарный «Крис-С» крепится над проезжей частью, а «Крис-П» устанавливается не треноге с питанием от аккумулятора. «Крис-П» способен в режиме реального времени передавать информацию на пост ГИБДД на расстояние до 1,5 километров, что даёт возможность сотрудникам ГИБДД вовремя принять меры для остановки нарушителя. В фоторадарных датчиках второго поколения используется радар с плоской направленной антенной с очень узкой диаграммой направленности (3,6 градуса), что обеспечивает измерение скорости только тех целей, которые находятся в кадре. Такое решение позволяет минимизировать вероятность ошибочного определения нарушителя, но для контроля за несколькими полосами движения требуется применять соответствующие число комплексов фотофиксации. «Крис-С» может выявлять превышение скорости, выезд на встречную полосу и движение по полосе для общественного транспорта. Возможности мобильного комплекса ограничены: в отличие от стационарного он не может зафиксировать выезд на полосу встречного движения. 

• «Кречет-С» 

Стационарный радарный комплекс «Кречет-С» разработан ООО «Ольвия» из г. Санкт-Петербург, известной изготовлением ручных радиолокационных измерителей скорости «Сокол», «Беркут» и «Визир». Стационарный радарный комплекс «Кречет-С» способен одновременно контролировать до четырех полос движения, на которых выявляет превышение скорости, движение во встречном направлении и проезд по полосе общественного транспорта. Комплекс оснащается цифровой камера, и имеет широкий диапазон установки: возможная высота установки находится в пределах от 5 до 10 метров, возможное удаление от проезжей части - до 3 метров. 

• «Автодория» 

Разработка ООО «Автодория» из Казани. Существенное отличие комплекса от других приборов, которые фиксируют превышение скорости, в том, что "Автодория" замеряет не мгновенную скорость, а среднюю на участке дороги и не дает водителю разогнаться на довольно протяженном отрезке пути вплоть до 10 километров. Комплекс включает в себя пару датчиков, которые регистрируют все проезжающие машины и распознают их госномер. При помощи ГЛОНАСС определяются точные координаты и время въезда и выезда машины из зоны контроля. После чего комплекс рассчитывает среднюю скорость автомобиля на участке. "Автодория" способна не только фиксировать превышение скорости, но еще и движение по автобусной полосе. Однако комплекс «Автодория» не всегда способен зафиксировать опасное превышение скорости: снижение скорости после значительного превышения на контрольном отрезке позволяет нарушителю избежать наказания.  Территория применения: на дорогах Москвы (с мая 2016 г. по май 2017 г.) и Подмосковья, Самарской, Пензенской, Ульяновской областей и, естественно, Татарстана, который стал пилотным регионом для испытаний.  

• «Автоураган-ВСМ» и «Автоураган-ВСМ 2» 

Аппаратно-программные комплексы, разработаны московской компанией ООО «Технологии распознавания». От фоторадарных комплексов «Автоураганы» отличаются способом измерения скорости: камеры фотофиксации нарушений измеряют скорость на основании обработки видеокадров. Комплексы делают несколько снимков движущегося объекта, по которым измеряется пройденное расстояние и время прохождения от кадра к кадру, на основании которых вычисляется скорость движения. Отсутствие радара делает «Автоураганы» неопределимыми для традиционных радар-детекторов автомобилистов. Комплексы «Автоураган» были первыми применяемыми подобными комплексами на дорогах России. Первые комплексы были установлены ещё в 1996 году, что дало возможность ООО «Технологии распознавания» к настоящему времени выявить и устранить недостатки конструкции. «Автоураганы» первого поколения (модель ВСМ) массово устанавливались в 2010–2013 годах в основном на узких городских улицах, поскольку были способны контролировать только одну полосу движения. Для одновременного контроля за несколькими полосами требовалось устанавливать соответствующее количество камер, что приводило к образованию «слепых» зон между полосами. Модель «ВСМ 2» лишена таких недостатков. Одна камера способна охватывать сразу 4 полосы и более (в зависимости от расположения). Осенью 2016 года было установлено 500 «Автоураганов» второго поколения (ВСМ 2). «Автоураган-ВСМ» и «Автоураган-ВСМ 2» могут быть установлены стационарно, как над проезжей частью, так и сбоку от неё. «Автоураганы» обладают мощной программной обработкой видеопотока, способной определять до 16 различных нарушений ПДД, в том числе: превышение скорости, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию перекрестка на запрещающий сигнал светофора, проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал светофора; проезд ТС под запрещающий знак, проезд ТС по трамвайным путям встречного направления, проезд ТС по велосипедным дорожкам, пешеходным дорожкам и тротуарам, проезд ТС по обочине, проезд ТС по встречной полосе движения, не предоставление ТС преимущества пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе, проезд ТС по полосе дороги для маршрутных транспортных средств, проезд грузовых ТС, где запрещено движение грузовых ТС (благодаря способности определять категорию ТС), проезд ТС с превышением разрешенной массы, перестроение ТС через сплошную линию разметки на протяженном участке дороги.  Комплексы обеспечивают высокое качество распознавания даже загрязнённых государственных регистрационных знаков 58 стран мира, что позволяет им функционировать в 45 регионах Российской Федерации и в 7 странах мира, а также применяться в системе «Платон». Также конструктивная особенность «Автоураганов» - заключение камеры в тубус позволяет сохранять объектив камеры чистым без дополнительных техническим устройств, усложняющих конструкцию. 

• «Стрелка-СТ/М» 

Один из первых и самых массовых комплексов, используемых на дорогах Москвы и Московской области. Разработан в Москве ООО «Строй инвест проект». Устанавливался в 2011–2015 годах. Имеют довольно узнаваемый вид: один-два квадратных железных бокса (в зависимости от назначения), один из которых — «доплеровский» радар, другой — камера с инфракрасным прожектором. Может быть установлена как стационарно, так и на специальной мачте на крыше автомобиля. 

• «Стрелка плюс» 

Относительно новый комплекс от разработчика «Стрелка СТ/М», который стал появляться на дорогах Москвы с 2016 года. Отличается от версии «СТ» форм-фактором: продолговатый и узкий корпус, инфракрасные прожекторы крупные, располагаются по бокам. Есть модуль автоматической очистки стекла — «дворник» с омывателем. Радар-детекторы автомобилистов комплекс распознают в том случае, если используется радиолокационный способ измерения (опционально). Комплекс способен функционировать и без «допплеровского» радара, поскольку может определять скорость ТС по изображению, подобно «Автоураганам».    

 

4. Особенности применения комплексов фото- и видеофиксации в условиях мегаполиса 

Контроль движения транспортных средств в условиях мегаполиса предъявляет ряд специфических требований к комплексам фото- и видеофиксации. Так, разветвлённая дорожно-транспортная сеть города делает практически невозможным применение комплексов, фиксирующих среднюю скорость движения на отрезке пути, также в городских условиях становится неактуальной способность комплекса определять скорость автомобиля на большой дистанции от места установки комплекса (более 300 метров) из-за загораживания другими ТС и прочими объектами городской инфраструктуры. Зато на первый план выходит многофункциональность комплекса, то есть способность определять различные типы нарушений: выезд за стоп-линию, проезд на запрещающий свет светофора, движение по велодорожке, остановка на «вафельной» разметке, движение по выделенной полосе для общественного транспорта.  Отличительной чертой Москвы является расширение «грузового каркаса», запрещающего движение грузовых автомобилей полной массой более 2,5 тонн по определённым улицам. В связи с этим комплексы фото- и видеофиксации должны уметь фиксировать движение грузовых автомобилей с полной массой более 2,5 тонн по таким улицам. А высокая плотность населения предъявляет особенно жёсткие требования к качеству определения и фиксации факта не пропуска пешехода на пешеходном переходе наравне с фактом нарушения самим пешеходом правил перехода проезжей части.  До недавних пор значительная часть нарушений (70-80%), фиксируемых камерами, приходилась на превышение скоростного лимита. В первой половине 2017 года по данным московского ЦОДД, таких нарушений стало на 15% меньше: сейчас на них приходится 53,9% всех постановлений, на выезд на обочину — 25,6%, на выделенную полосу — 8,9%. Следующим этапом стало усиление контроля за нарушениями проезда перекрестков. Речь идет о контроле проезда на красный свет (штраф 1 тыс. руб.), выезде на перекресток во время затора (штраф 1 тыс. руб.), а также повороте не из того ряда (штраф 500 руб). Территория Москвы за недавнее время расширилась более чем вдвое, появилась огромная территория Троицкого и Новомосковского административных округов, которая активно развивается. Для создания безопасных условий на дорогах необходимо размещение дополнительных комплексов фото- и видеофиксации. Это факт требует установки доступных и надёжных комплексов, которые будут необременительны для городского бюджета. Кроме того, в 2017-2018 годах закончится пятилетний гарантийный срок службы части ранее установленных комплексов, что потребует дополнительных затрат на обновление. 

 

4.1. Сравнительный анализ наиболее популярных комплексов в условиях городской эксплуатации. 

• «Кордон-М» 

Фоторадарный комплекс «Кордон-М» способен следить одновременно за 30 автомобилями на 4 полосах, движущимися в обоих направлениях, что позволяет сократить число установленных комплексов на относительно нешироких дорогах. Также в постановлении по административному правонарушению указывается схема расположения дорожных знаков. Однако функционал комплекса стандартный и удовлетворяет только часть потребностей Центра организации дорожного движения. Фоторадарный комплекс определяется автомобильным радар-детекторами; 

• «КРИС»  Преимуществом комплекса «КРИС» является низкая вероятность ошибочного определения нарушителя за счёт узкой направленности диаграммы радара. Но эта особенность также является и недостатком в условиях городской эксплуатации: комплекс неспособен вести сразу несколько целей, что весьма актуально при высокой интенсивности движения. "КРИС" распознают большинство видов радар-детекторов; 

• «Кречет-С» Комплекс обладает стандартными и неуникальными свойствами, присущими в том числе и комплексу «КРИС»;  

• «Автодория» Как правило, комплексы фото- и видеофиксации закрепляют высоко на опорах. Так, что водителям их хорошо видно. Однако распознать комплекс можно только визуально, поскольку радар-детекторы без загруженной базы камер не реагируют на нее, потому что "Автодория" не подает сигналов.  Как показали испытания, комплекс может работать только на ровных участках - без перепадов высот и крутых поворотов, иначе возможна ошибка в расчетах. Определение пройденного пути по координатам возможно только на абсолютно прямом участке дороги, во всех иных случаях требуется измерение фактического пути между камерами комплекса. Соответственно точность измерения скорости имеет прямую зависимость от точности измерения пути. В свою очередь это приводит к большой погрешности на многополосных дорогах. Применение в городе возможно только на немногочисленных участках таких, как путепровод, мост или тоннель;  

• «Автоураган» Безрадарный комплекс «Автоураган-ВСМ 2» весьма чувствителен к точности его градуировке и первоначальной настройке. Однако в условиях города это не является значимой проблемой.  Помимо точности измерения из-за низкой чувствительности к погодным условиям и высокой вероятности корректного распознавания (не менее 92% в реальном транспортном потоке), «Автоураган» сохраняет высокое качество распознавания даже загрязнённых государственных регистрационных знаков. По данному параметру комплексы от «Технологий распознавания» превосходят прочие рассматриваемые в данном докладе. Данное преимущество позволяет не только повысить вероятность выявления нарушения правил дорожного движения, но и повысить качество прочих розыскных мероприятий, в том числе в рамках антитеррористических операций. Комплекс заявляет широкий спектр выявляемых нарушений, актуальных в организации дорожного движения в городе. Ключевыми из них являются выезд на перекрёсток под запрещающий сигнал светофора, движение грузовых автомобилей по улицам, на которых такое движение запрещено и не пропуск пешехода на пешеходном переходе, определяя принципиальную возможность ТС остановиться в положенном месте.  В комплексах реализована возможность фиксации нескольких видов нарушений ПДД, совершенных одним транспортным средством (к примеру, одновременное превышение скорости и выезд на встречную полосу). Это позволит повысить дисциплину на дорогах и доходы бюджета субъекта РФ. Высокое качество разработки программного обеспечения, способность распознавать государственные номерные знаки 58 стран (включая Китай) различного форм-фактора с различным фоном и определение скорости ТС в пределах от 1 км/ч до 255 км/ч привели к беспрецедентному распространению разработок «Технологий распознавания» в мире. 

• «Стрелка СТ/М» Ключевым преимуществом фоторадарного комплекса «Стрелка СТ/М» является большая дальность фиксации нарушения. Дальность детектирования: до 1000 метров; дальность фиксации нарушения: до 500 метров. Комплекс не имеет ограничения по числу автомобилей, за которыми ведётся наблюдение и способен охватить до четырёх полос проезжей части одновременно по разным полосам.  Однако имеются и недостатки: комплекс сложен и дорог в эксплуатации, технически переусложнён (комплекс нуждается в системе принудительного вентилирования с фильтрацией поступающего воздуха), склонен к перегреву (летом 2014 года 41 «Стрелка СТ» отказала в Москве из-за перегрева). Также длиннофокусные объективы, необходимые для фиксации на большом расстоянии не обладают достаточной светосилой для формирования достаточно качественного изображения. 

 

5. Влияние установленных комплексов фото- и видеофиксации на количество ДТП и смертность ДТП в местах применения

Положительное влияние установки комплексов фото- и видеофиксации было доказано опытным путём неоднократно.  

Рассмотрим некоторые статистические показатели: 

Аппаратно-программные комплексы фото- и видеофиксации «Автоураган» и «Кречет», например, в Южно-Сахалинске оказались весьма эффективной мерой. На участках, где они установлены, существенно снизилось количество ДТП и пострадавших в них людей. За год до ввода комплексов в эксплуатацию было зарегистрировано 27 ДТП, в которых 3 человека погибли, 35 получили телесные повреждения. Через год после ввода - 4 ДТП, где 4 человека получили травмы.  Погибших не было. Таким образом, можно говорить о минимизации количества и последствий происшествий. 

В Новосибирске на пересечении Бердского шоссе и улицы Строителей за 2011 – 2016 годы произошло 26 ДТП, в которых пострадало 44 человека и 1 погиб. После установки комплексов «Автоураган», которые за 11 месяцев 2017 года зафиксировали 409 случаев проезда на запрещающий сигнал светофора и 1318 случаев выезда за стоп-линию под запрещающий сигнал светофора, не произошло ни одного ДТП. Доля нарушителей, совершивших проезд на запрещающий сигнал светофора, выявленных комплексами «Автоураган» в Томске, Ижевске и Чебоксарах, составляет 0,68% от всех зафиксированных автомобилей. В некоторых случаях их доля достигает 1,5%, что несёт в себе серьёзную угрозу безопасности дорожного движения.

Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко отметил, что ГИБДД докладывает о снижении аварийности от 10 до 30% по основным показателям в местах установки стационарных и передвижных комплексов. А за 10 месяцев 2015 года на 10% снизилось количество ДТП с детским травматизмом по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

Бывший начальник ГИБДД России Виктор Нилов отмечает, что в местах установок комплексов фото- и видеофиксации число ДТП сокращается на 30% - 50%.  

 

6. Экономическая целесообразность использования комплексов фото- и видеофиксации 

Штрафы за нарушения правил дорожного движения являются значимой статьёй доходов бюджетов многих субъектов Российской Федерации.  Так, например, в Москве, штрафы за правонарушения в области дорожного движения принесли в столичный бюджет 13,144 млрд руб. В 2015 г. поступления от таких штрафов составили 11,3 млрд руб. (рост на 11,8%).  Только в январе 2017 года на дорогах Иркутской области автоматическими комплексами было зафиксировано более 51 тыс. нарушений и на этом основании выписано штрафов на сумму порядка 23 млн. рублей. По данным Министерства транспорта Московской области, за восемь месяцев этого года камеры автоматической фиксации зафиксировали 4,5 млн нарушений на сумму свыше 1,6 млрд рублей. Увеличение количества комплексов фото- и видеофиксации на дорогах Московской области привело к повышению ежемесячных сборов со 180 до 200 млн рублей. При этом на областных дорогах не фиксируется проезд на запрещающий сигнал светофора и не пропуск пешехода на пешеходном переходе. В Москве наибольшая средняя величина оплаченного штрафа: 533 рубля. Таким образом, срок окупаемости одного комплекса, например «Автоураган», в Москве составляет порядка 3 месяцев, в иных регионах – 5 – 6 месяцев. В масштабах Российской Федерации благодаря автоматическим комплексам фото- и видеофиксации совокупный объём штрафов составляет порядка 30,7 млрд рублей: 61 млн нарушений за 2016 год при том, что каждый оштрафованный по данным Яндекс.Деньги заплатил в среднем 503 рубля за один штраф. По оценке Института актуальной экономики, увеличение количества комплексов фото- и видеофиксации, а также расширение их функционала может увеличить поступления в бюджет субъекта РФ от штрафов за нарушения правил дорожного движения до 25% - 30%.  Повышает экономическую эффективность применения комплексов фото- и видеофиксации возможность их установки частной компанией. Рассматриваемый в Госдуме законопроект, предусматривающий привлечение средств на установку комплексов фото- и видеофиксации в рамках государственного-частного партнёрства снимает с субъектов РФ и муниципалитетов нагрузку по установке и обслуживанию комплексов. На данный момент Московская область в рамках концессии получает в среднем 233 рубля с каждого оплаченного штрафа. При этом для Москвы сбор штрафов и повышение доходов бюджета не является основной целью установки комплексов фото- и видеофиксации. В первую очередь, это средство снижения аварийности и повышения пропускной способность автомобильных дорог. По заявлению Максима Ликсутова, 75% - 80% новых камер появится в очагах повышенной аварийности (сейчас в Москве насчитывается 186 подобных очагов), 15% комплексов будут установлены для контроля за выделенными полосами для общественного транспорта и ещё 5% будут работать в режиме мониторинга транспортной обстановки и поиска угнанных транспортных средств. 

 

7. Заключение 

Необходимость расширения применения автоматических комплексов фото- и видеофиксации очевидна: количество ДТП и пострадавших неуклонно снижается в местах установок комплексов. Особенно актуальна эта проблема в Москве.  Помимо снижения количества ДТП, пострадавших и погибших в местах установок комплексов фото- и видеофиксации, данные комплексы являются важным источником доходов бюджетов субъектов РФ. Совокупные доходы бюджетов субъектов РФ по итогам 2016 года составили 9924 млрд рублей, таким образом штрафы от зафиксированных автоматическими комплексами фото- и видеофиксации составили порядка 0,3% от всех доходов.  Однако стоит учитывать, что доходы по субъектам РФ распределены крайне неравномерно: 18,7% региональных доходов приходится на Москву. Соответственно, доходы от штрафов за нарушение ПДД за 2016 год составили 0,7% от всех доходов московского бюджета. В Нижегородской области, например, штрафы за нарушение ПДД обеспечивают 1,2% от всех доходов области. Кроме наибольшего среднего размера оплаченного штрафа, Москва также входит в число лидеров по количеству штрафов на одного жителя субъекта РФ за год. По данным анализа статистических баз данных сервиса «Штрафы ГИБДД» на одного жителя Москвы за год приходится 1,21 штраф. Больше только в Татарстане: там на одного жителя региона приходится 1,45 штрафа за год. В свою очередь, передача МАДИ полномочий по рассмотрению нарушений Правил дорожного движения, зафиксированных автоматическими комплексами фото- и видеофиксации, предоставит гражданам возможность оспорить выписанные штрафы в оперативном и внесудебном порядке. Это позволит максимально дисциплинировать водителей при минимальном усилении недовольства.  Также передача полномочий МАДИ позволит оперативно вести статистику по эффективности применяемых комплексов: открытые данные позволят в режиме реального времени наблюдать за тем, какие комплексы генерируют большее количество постановлений о нарушениях, какова вероятность отказа комплекса и вероятность ошибочной идентификации транспортного средства. Эта информация позволит в будущем скорректировать соотношение применяемых комплексов в пользу наиболее эффективных и выгодных для бюджета г. Москвы. В связи с этим, в условиях крупного города и Москвы в частности, наиболее целесообразным с точки зрения снижения расходов на закупку и эксплуатацию выглядит применение не более двух типов комплексов фото- и видеофиксации, широко распространённых на территории Российской Федерации, способных идентифицировать автомобиль и пешеходов, идентифицировать и фиксировать широкий спектр нарушений Правил дорожного движения, а также выявлять превышение максимальной разрешённой скорости транспортным средством без применения радаров. Из представленных сегодня комплексов таковым является, например, «Автоураган».  Что касается радарных камер, их применение осложняется наличием ряда существенных нюансов: около 32% процентов их показаний оказываются ложными, поскольку чувствительны к неблагоприятной погодной и ситуационной обстановке. Также большинство фоторадарных комплексов не способны фиксировать некоторые актуальные для городской среды нарушения, такие как не предоставление приоритета пешеходу на пешеходном переходе. При этом на данный момент, согласно данным статистике, 30% погибших в ДТП – именно пешеходы. 

Безрадарные комплексы из-за своих конструктивных особенностей (у них отсутствует «допплеровский» радар) получаются проще в обслуживании, надёжнее и дешевле. Более того, современные комплексы фото- и видеофиксации последнего поколения (тот же «Автоураган») выполнены в компактном моноблочном форм-факторе, соответственно, не требуют дополнительного монтажа отдельного блока с промышленным компьютером. Что касается других безрадарных комплексов фото- и видеофиксации, то они, на данный момент, способны определять и фиксировать либо недостаточный спектр нарушений ПДД, либо склонны к ошибочной идентификации, либо находятся в стадии разработки. В последнем случае понадобится несколько лет на тестирование комплексов, выявление критических ошибок, и их модернизацию. Для города это означает потерю части доходов бюджета и затруднение борьбы с нарушителями, количеством ДТП и транспортными заторами, которые увеличивают издержки населения и городской администрации.  Принятие непроверенных на практике комплексов, в свою очередь, грозит ростом судебных издержек при оспаривании ошибочно выписанных постановлений за нарушения ПДД.     

 

Открыть/Скачать доклад в PDF

Поделиться с друзьями: kod